С Великим постом!
Для душеполезного чтения первого дня Великого поста предлагаем проповедь протоиерея Валентина Амфитеатрова, в которой рассказывается об истинном смысле наступившего поста.
Святая Церковь вводит нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, к очищению души и тела, к воздержанию от страстей, к надежде Воскресения. Дни начинаются великие, и богослужение Церкви изменяет свой обычный характер.
На первой неделе поста Церковь устраняет обыкновенную светлую и боголепную торжественность своих обрядов, для того чтобы ощутительнее показать нам необходимость смиренномудренного покаяния в духовном сокрушении и в мысленной думе о потерянном Рае, об утраченной каждым из нас сердечной невинности.
В первую седмицу Великого поста сладкогласные песнопения умолкают. Взамен них слышатся покаянные псалмы Давида и молитва святого Ефрема Сирина о том, чтобы Господь отъял от нас дух праздности, дух гордости и празднословия и дал нам дух чистоты, смиренномудрия, терпения и любви.
В древние времена в этот день собирались египетские пустынники для последней общей молитвы и по окончании вечерни расходились по пустыням и кельям для уединенных подвигов в продолжение святой Четыредесятницы.
Монастырские ворота запирались до Вербного воскресения, когда пустынножители возвращались в церковь, проведши, подобно Спасителю, сорок дней в пустыне в посте и молитвах.
Церковь всегда повелевает благоговейное стояние в храме, но преимущественно в наступающую неделю. Знайте, что она положительно запрещает во время богослужения в эту неделю всякие разговоры.
Чтобы не развлекалось внимание, Церковь советует думать в это время о своих грехах, вспоминать про неминуемую для каждого смерть, будущие радости для праведников и тяжелые муки для грешников.
Посещая богослужение первой недели, вникайте в особенность его. Чтения и песнопения направлены к тому, чтобы человек сознал свой грех и обратился к Богу. В первые пять дней поста сообщается история человеческого грехопадения.
Грешит же человек всегда невоздержанием. Невоздержные Адам и Ева не могли вкусить плодов древа жизни; невоздержанным христианам не послужит на пользу Причащение Тела и Крови Господа.
В первые пять дней поста услышим мы грозный голос пророка Исаии против лицемерных постов и суеверного раскаяния. Именем Бога говорит пророк: «Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность.
Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические. Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу» (см. Ис. 1,11-18).
Вот в чем заключается истинный пост. Постясь телесно, будем поститься и духовно. Разрешим всякий союз неправды. И приступим ко Христу в покаянии, вопиюще: «Боже наш, помилуй нас». И еще: Не замышляй против ближнего твоего зла. Не ссорься с человеком без причины. Господь гордым противится, смиренным дает благодать (Прит. 3; 29,30,34).
Но особенное умиление и благочестивую настроенность в душе возбуждает канон покаяния, читаемый на повечерии. Весь он есть не что иное, как разговор человека со своей душой, со своей совестью.
Очистим свой ум бесстрастием, сердце чистотой и волю неуклонным исполнением своих христианских и человеческих обязанностей. Да послужит всем нам пост – о чем и молится Церковь – «в освящение и просвещение, в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышлений и предприятий». Аминь.
Очищаем сердце в Великий пост!