В чем заключается истинный пост

С Великим постом!

Для душеполезного чтения первого дня Великого поста предлагаем проповедь протоиерея Валентина Амфитеатрова, в которой рассказывается об истинном смысле наступившего поста.

Святая Церковь вводит нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, к очищению души и тела, к воздержанию от страстей, к надежде Воскресения. Дни начинаются великие, и богослужение Церкви изменяет свой обычный характер.

На первой неделе поста Церковь устраняет обыкновенную светлую и боголепную торжественность своих обрядов, для того чтобы ощутительнее показать нам необходимость смиренномудренного покаяния в духовном сокрушении и в мысленной думе о потерянном Рае, об утраченной каждым из нас сердечной невинности.

Богослужение в Великий пост

В первую седмицу Великого поста сладкогласные песнопения умолкают. Взамен них слышатся покаянные псалмы Давида и молитва святого Ефрема Сирина о том, чтобы Господь отъял от нас дух праздности, дух гордости и празднословия и дал нам дух чистоты, смиренномудрия, терпения и любви.

В древние времена в этот день собирались египетские пустынники для последней общей молитвы и по окончании вечерни расходились по пустыням и кельям для уединенных подвигов в продолжение святой Четыредесятницы.

Монастырские ворота запирались до Вербного воскресения, когда пустынножители возвращались в церковь, проведши, подобно Спасителю, сорок дней в пустыне в посте и молитвах.

Церковь всегда повелевает благоговейное стояние в храме, но преимущественно в наступающую неделю. Знайте, что она положительно запрещает во время богослужения в эту неделю всякие разговоры.

Чтобы не развлекалось внимание, Церковь советует думать в это время о своих грехах, вспоминать про неминуемую для каждого смерть, будущие радости для праведников и тяжелые муки для грешников.

Посещая богослужение первой недели, вникайте в особенность его. Чтения и песнопения направлены к тому, чтобы человек сознал свой грех и обратился к Богу. В первые пять дней поста сообщается история человеческого грехопадения.

Прихожане на Богослужении

Грешит же человек всегда невоздержанием. Невоздержные Адам и Ева не могли вкусить плодов древа жизни; невоздержанным христианам не послужит на пользу Причащение Тела и Крови Господа.

В первые пять дней поста услышим мы грозный голос пророка Исаии против лицемерных постов и суеверного раскаяния. Именем Бога говорит пророк: «Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность.

Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические. Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу» (см. Ис. 1,11-18).

Вот в чем заключается истинный пост. Постясь телесно, будем поститься и духовно. Разрешим всякий союз неправды. И приступим ко Христу в покаянии, вопиюще: «Боже наш, помилуй нас». И еще: Не замышляй против ближнего твоего зла. Не ссорься с человеком без причины. Господь гордым противится, смиренным дает благодать (Прит. 3; 29,30,34).

Но особенное умиление и благочестивую настроенность в душе возбуждает канон покаяния, читаемый на повечерии. Весь он есть не что иное, как разговор человека со своей душой, со своей совестью.

Чтение Покаянного канона

Очистим свой ум бесстрастием, сердце чистотой и волю неуклонным исполнением своих христианских и человеческих обязанностей. Да послужит всем нам пост –  о чем и молится Церковь – «в освящение и просвещение, в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышлений и предприятий». Аминь.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Очищаем сердце в Великий пост!

На главную страницу сайта - Семья и Вера