Укротить «хочу» разнеженного тела и разболтанной души

С Великим постом, дорогие братия и сестры!

Этот пост самый долгий в году, он длится семь недель. Пост – это время, когда мы пытаемся укротить многие «хочу» разнеженного тела и разболтанной души, чтобы хоть немножко, хоть чуточку побыть теми, кем нас создал Бог. На этом пути христианин вступает в настоящую войну. Господа нашего Иисуса Христа в пустыне искушал дьявол. Самого Бога старался соблазнить – что уж говорить о нас!

Иисус Христос в пустыне

Дьявол проводит нас через те же три искушения, которые выдержал Господь. Первое – материальными благами. Именно в пост начинает особенно хотеться колбасы и новых сапог, удачных контрактов и поездки за границу. Второе – гордостью. Нестерпимо важным кажется доказать всем вокруг, что ты куда лучше, умнее, профессиональнее и вообще по-человечески значимей, чем окружающие. Поэтому Великим постом нередко разгораются самые неприятные скандалы и недовольства буквально на пустом месте. И третье искушение – чудом. Нам нужно чудо. Сейчас, сию минуту, несомненное и именно нам адресованное! Кого-то порадует, если у него дома икона «замироточит», а кому-то подавай советы прозорливого старца.

И вот, от всего этого, неправильного, неправедного, отказавшись, тихо, скромно, готовые терпеть, падать и подниматься вновь, православные вступают в Великий пост. Первые четыре дня по вечерам во всех храмах читают покаянный канон Андрея Критского. И если мы собрались поститься всерьез, на нем непременно нужно присутствовать. В темноте, при зажженных свечах, коленопреклоненно молятся собравшиеся, просят Господа о покаянии и прощении: «Помилуй мя, Господи, помилуй мя».

Коленопреклоненно молятся собравшиеся

Преподобный Андрей Критский, живший в 7-8 веках, был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, и каноны отдельным святым, и стихиры. Духовным средоточием его творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы преподобного Андрея имели большое значение его Слова на праздники и на дни памяти отдельных святых. Например, в Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами так: «Крест – лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерь для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию…»

Преподобный Андрей Критский

Творчество преподобного Андрея Критского исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключённые в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Вершина творчества святого Андрея – Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» преподобного. Песнописец приносит в этом Каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души.

Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает преподобного Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.

Преподобномученик Андрей Критский

Невидимая война началась. Сорок дней жизни, внешне обычной, прежней, но внутренне полной совершенно иными, высшими, смыслами.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Великий пост. Канон Андрея Критского. Видео

На главную страницу сайта - Семья и Вера