Эстетическое чувство в человеке

Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!

Эстетическое чувство в человеке имеет земное происхождение или это духовное качество?
На вопрос отвечает архимандрит Серафим (Фирстов).

Чувство прекрасного распространяется на все стороны человеческой жизни. Эта эмоция свойственна каждому человеку. Это душевно-духовный процесс, вид деятельности, способ познания окружающего мира и самопознания. Источником этого чувства, с точки зрения религиозного человека, является Бог. Поэтому эстетическая способность – есть дар Божий, евангельский талант, который вменяется человеку в обязанность творчески его развивать. Это ответ человека Богу и оправдание его существования, способ его спасения. Проблема в том, что агностическое, атеистическое, бунтующее сознание рассматривают всякое творчество вне Бога, делая его самоцелью. Человек присваивает самому себе творческие способности и плоды.

В качестве примера хочется перенестись в собственные воспоминания середины 80-х годов. В Ленинграде, в мастерской, известный художник прямо мне заявил, что он – творец и конкурент Богу, и нет для него никаких ограничений в его творчестве.

Вспоминается и труд Бердяева «Смысл творчества». Там, кажется, тоже звучит мысль об автономности творчества, для которого не может быть никаких препон. А христианское смирение, о котором говорит Церковь, является такой преградой.

Но на самом деле смирение, с моей точки зрения, и есть высшее проявление человеческого творчества. В смирении сгорает самость, открывается путь в нетварный мир, рождается новый человек, открывается возможность Божественных тайн и красоты.

Смирение – это высшая форма творчества. Происходит изменение человеческого существа, из сосуда греха в сосуд святости. Немощное становится сильным. Яркий пример тому – святитель Тихон Задонский. Удивительно талантливый человек. Его любила и уважала Екатерина II. Ввиду неблагоприятных условий его жизни, он был человеком с совершенно расстроенными нервами, психически очень возбудимый, физически нездоровый. Но в Русской Церкви он явил себя великим смиренным человеком. Вот это – настоящее чудо, творчество, явленное в соработничестве Бога и человека!

Святитель Тихон Задонский

Следует сказать, что проблема истинного смирения и понимания его в нашем православном бытовании остается, но это отдельная тема. Таким образом, путь автономного эстетического и этического переживания ведет к эгоизму, самообману, самообольщению, пленению и ограничению человека падшим миром. Мы живем в эсхатологии, через призму вечности. Часто земная нерелигиозная культура не осознает этого. Она зациклена на самой себе, следовательно – ограничена. Эта культура может быть душевной, но не духовной. У святителя Игнатия Брянчанинова есть интересные мысли на этот счет. Проявления человеческого творчества в сфере культуры, музыки, искусства и т.п. он называет душевными, кажется, называет их «игрой крови». Люди выдают за духовное душевные переживания, свойственные человеку, имеющие психосоматическую природу. Таким образом святитель Игнатий вскрывает подмену, которую люди простые и люди светского культурного круга не замечают.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Появляется возможность псевдокрасоты. Достоевский говорил, что Красота – это Христос. Тогда псевдокрасота – есть лукавый, создающий иллюзию, подмену красоты. Следовательно, существует Красота созидающая, спасающая, и псевдокрасота, – разрушающая и убивающая. Человек должен учиться распознавать истинную Красоту. Это не так легко. Апостол Павел говорит: «Блюдите, како опасно ходите» (Еф. 5:15). Будьте внимательны! Наблюдайте, размышляйте, распознавайте.

Возникает вопрос о критериях истинной Божественной Красоты. Истинная Божественная Красота облагораживает, исцеляет, побуждает к добру, к добродетели. Она также не исключает и общеизвестных критериев прекрасного. Это – гармония, совершенство формы и содержания, целостность, непротиворечивость и т.д. То есть качества, присущие в совершенстве только Богу.

Вот примеры эстетических и этических переживаний, положительных и отрицательных из области изобразительного искусства и музыки. Вспоминаю Византийский зал в Эрмитаже, икону исихастского письма Спаса Пантократора, после взгляда на которую я не смог осматривать другие шедевры иконописи. И так было всегда, когда я приходил смотреть на нее. И потом, чтобы посмотреть другое «красивое», я заканчивал Византийским залом.

Византийский зал в Эрмитаже

Второй пример – из области музыки. Композиция Сергея Курёхина, своеобразно мыслящего, оригинального музыканта, в фильме «Господин оформитель», снятого в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Эта музыка затягивает, входит в тебя, ты не можешь оторваться от нее, хочешь слушать и слушать, но от ее прослушивания становится плохо. Она тебя разрушает изнутри. Так случается со мной. «Талантливая разрушительная музыка» – можно так сказать? Это, может быть, и относится к псевдокультуре. И у нас сейчас вокруг этого много. Человек пленяется ей.

Также вспоминаю один случай в Пюхтицком эстонском монастыре. Там я увидел икону. Меня привлекло в ней замечательное техническое исполнение. Но что-то отталкивало от нее. Я расспросил и мне сообщили, что ее написал какой-то человек, или неверующий, или отрекшийся от Бога, кажется, впоследствии покончивший с собой.

Эстетическое чувство в человеке

Чем отличаются православные от неправославных?

Как распознать грех лицемерия?

На главную страницу сайта - Семья и Вера