В этот день 29 мая 1787 года родился русский поэт Константин Николаевич Батюшков.
Происхождение и ранние годы Константина Батюшкова
Константин Батюшков происходил из старинного дворянского рода, в котором были и историки, и государственные деятели. Мать Константин потерял в раннем детстве. А после его окончания пансиона, активное участие в становлении юноши принял родной дядя, Михаил Никитич Муравьев, попечитель Московского университета. Благодаря ему подросток освоил латинский язык, с головой погрузился в изучение древнеримской литературы.
Батюшков стал ярым поклонником поэта Горациия, что и дало толчок в развитии литературных способностей юноши. Уже в 18-летнем возрасте в журнале «Новости русской литературы» было опубликовано его первое стихотворение «Послание к стихам моим». Обладая искрой таланта, живым умом и добрым сердцем, начинающий поэт быстро приобрел друзей в литературном обществе. Его близкими приятелями стали поэты Василий Жуковский, Петр Вяземский, писатель Николай Карамзин.
«Живи, как хочешь и пиши, как живешь: иначе все отголоски твоей лиры будут фальшивы», – так определил творческое кредо сам Батюшков.
Поэтическое творчество Батюшкова
По мнению же критиков поэтическое творчество Батюшкова обогатило и разнообразило русский язык.
«Батюшков более поэт, чем Жуковский. Батюшков был одарен от природы художественными силами. В стихе его упругость и пластика. О гармонии нечего и говорить», – так отзывался о Батюшкове критик Василий Белинский.
По его мнению, одним из лучших произведений Батюшкова стала элегия «На развалинах замка в Швеции».
«Антологические стихотворения – это драгоценные бриллианты в его поэтическом венце, подарены ему гением родной ему Эллады».
«Батюшков внес в русскую поэзию совершенно новый для нее элемент – античную художественность. Он сочувствовал древним, превосходно перевел несколько антологических пьес, любил образовательные искусства, со страстью писал о живописи…», – добавлял Белинский.
Впрочем, сам Батюшков к своей работе относился с повышенной долей критики и самобичевания.
«Я слишком много переправляю. Это мой порок или добродетель?», – спрашивал поэт сам себя. И очевидно не зря.
Само «солнце русской поэзии» Александр Пушкин восхищался поэзией Батюшкова:
«…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения – слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна… Звуки итальянские! Что за чудотворец этот Батюшков».
Льющиеся стихотворные рифмы Батюшкова и правда не могли не зачаровать.
«Здесь, в мирной пристани, с денницей золотой
Тебя невеста ожидает,
К тебе, о юноша, слезами и мольбой
Богов на милость преклоняет…
Но вот в тумане там, как стая лебедей,
Белеют корабли, несомые волнами;
О, вей, попутный ветр, вей тихими устами
В ветрила кораблей!»
Увы, Батюшков на литературной сцене задержался недолго. Он написал не более сотни стихотворений. После 35 лет переданная поэту по наследству от матери душевная болезнь взяла над ним верх и отняла у него лучшие плодотворные годы жизни.
А оценку его литературному творчеству подытожил критик Белинский, написавший:
«Батюшков не принадлежит к числу гениальных творческих натур; но талант его до того велик, что, не будь его поэзия лишена почти всего содержания, родись он не перед Пушкиным, а после него, – он был бы одним из замечательных поэтов, которого имя было бы известно не в одной России…»
Сам же поэт о своем уходе написал задолго до смерти – просто и лаконично:
«Не нужны надписи для камня моего,
Скажите просто здесь: он был, и нет его!»