Здравствуйте, дорогие братия и сестры!
Профессор Московской Духовной Академии, Осипов А.И. рассказывает о правилах поведения в храме.
Правила поведения в храме, церковный этикет. Богослужение в храме
Возможно, одним из самых важных положений церковного этикета является то, что очень нежелательно ходить по храму, расталкивая других, чтобы приложиться к какой-нибудь иконе или поставить свечку, если богослужение уже началось. Такие намерения, как например, главное свечку поставить, превращают христианство в какое-то язычество. Ведь Господь Бог или какой-нибудь святой не нуждается в наших свечках. Ему нужно наше сердце, покаяние. Нельзя во время Богослужения никого отвлекать от молитвы, никому мешать. Нельзя ходить по храму, нельзя разговаривать. Нельзя по сторонам оглядываться.
Еще об одном хочу сказать, о детях. Как вы думаете, какова задача бесов в отношении всех тех, кто стоит в храме? Ну, всем ясно, какая задача – не дать молиться. Отвлечь от молитвы. Не правда ли? Правда. И вот мамашечка ходит по храму за ребеночком, он сюда – она за ним, он туда – и она туда же. Бесовскую работу исполняет. Люди невольно отвлекаются. Или же он начинает бегать, еще шуметь, кричать, а она все млеет над ним. Гнев Божий падает на таких родителей и на детей. Потому что здесь храм, как сказал Сам Бог: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17), а не детской площадкой. Как это важно сказать, потому что многие просто это не понимают.
Вы можете это где услышать? Только в храме. Нигде вам на улице не скажут, наоборот: младенец, ой как хорошо. В храме должно быть благоговение, и все что мешает молитве должно быть исключено.
Еще знаете, что должно быть исключено. У нас помню в академии было, с тарелками начинают ходить, расталкивая людей, люди начинают хватать карманы, кошельки, кто-то кладет, кто-то сдачи берет. Какой ужас. Во что превращают храм. Какое безобразное, отвратительное явление. «Домом молитвы», а не сбором денег. Эти деньги пропадут, если они собираются за счет того, что люди лишаются молитвы. Как важно это понимать, это одно из важнейших условий. Но это когда мы говорим о внешней стороне.
Из внешней стороны еще был обычай, у нас в академии он сохраняется, женщины по левую сторону, а мужчины на правую сторону, ну это всегда так на Руси было. Никогда не было, чтобы под ручку стояли в храме. Оставьте, пожалуйста, оставьте все это вне храма. Мы пришли не для того чтобы под ручку держаться, а совсем для другой цели. Это тоже важно знать. Потому что это все нарушает атмосферу, храмовую атмосферу благоговения, атмосферу предстояния перед Богом. Пришли не в театр, а в храм.
Очень важный момент, например, касается причащения. Да, к причастию нужно идти не толкаясь, ни в коем случае не лезть вперед, да избавит Бог. У нас настолько привыкли к этим очередям, что даже к причастию толкают друг к друга или вперед забегают, Боже мой. У людей вызывают гнев даже, и не понимает этот человек, что он лишает себя причастия, даже внешне и причастившись. Надо понимать, что Иуда причастился, принял, получил. Но что случилось на самом деле: в него сатана вошел, а не Христос. Как важно это знать. Там где нет благоговения даже уступать другим. Поэтому руки даже складывают крестом перед причастием. И кстати, после причастия к запивочке тоже идут с крестообразно сложенными на груди руками. Как будто тоже как к другому причащению. Нет, так не надо делать.
В храме насколько это возможно нужно держать себя во внимании. Если это возможно и понятно, нужно участвовать в богослужении, читают что-то, поют. Стараться понять, если это возможно. Для многих церковнославянский язык тяжело понять. Но «Господи помилуй» и «подай Господи» все понимают. И дай Бог, чтобы понимая это, мы произносили вместе с хором, с чтецом эти слова от всей души. Нужно в храме учиться молиться.
Здравствуйте! Какая нужная статья! Спасибо большое! Пишите об этом чаще, нам это необходимо.
Дорогая Ирина, добрый день!
Во славу Божию!
С Божией помощью, будем трудиться для Вас и дальше)
Храни Вас Бог!