Церковный этикет

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Профессор Московской Духовной Академии, Осипов А.И. рассказывает о правилах поведения в храме.

Правила поведения в храме, церковный этикет. Богослужение в храме

Возможно, одним из самых важных положений церковного этикета является то, что очень нежелательно ходить по храму, расталкивая других, чтобы приложиться к какой-нибудь иконе или поставить свечку, если богослужение уже началось. Такие намерения, как например, главное свечку поставить, превращают христианство в какое-то язычество. Ведь Господь Бог или какой-нибудь святой не нуждается в наших свечках. Ему нужно наше сердце, покаяние. Нельзя во время Богослужения никого отвлекать от молитвы, никому мешать. Нельзя ходить по храму, нельзя разговаривать. Нельзя по сторонам оглядываться.

В храме на Богослужении

Еще об одном хочу сказать, о детях. Как вы думаете, какова задача бесов в отношении всех тех, кто стоит в храме?  Ну, всем ясно, какая задача – не дать молиться. Отвлечь от молитвы. Не правда ли? Правда. И вот мамашечка ходит по храму за ребеночком,  он сюда – она за ним, он туда – и она туда же. Бесовскую работу исполняет. Люди невольно отвлекаются. Или же он начинает бегать, еще шуметь, кричать, а она все млеет над ним. Гнев Божий падает на таких родителей и на детей. Потому что здесь храм, как сказал Сам Бог: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17), а не детской площадкой. Как это важно сказать, потому что многие просто это не понимают.

Мама с ребенком в храме

Вы можете это где услышать? Только в храме. Нигде вам на улице не скажут, наоборот: младенец, ой как хорошо. В храме должно быть благоговение, и все что мешает молитве должно быть исключено.

Еще знаете, что должно быть исключено. У нас помню в академии было, с тарелками начинают ходить, расталкивая людей, люди начинают хватать карманы, кошельки, кто-то кладет, кто-то сдачи берет. Какой ужас. Во что превращают храм. Какое безобразное, отвратительное явление. «Домом молитвы», а не сбором денег. Эти деньги пропадут, если они собираются за счет того, что люди лишаются молитвы. Как важно это понимать, это одно из важнейших условий. Но это когда мы говорим о внешней стороне.

Женщины в храме

Из внешней стороны еще был обычай, у нас в академии он сохраняется, женщины по левую сторону, а мужчины на правую сторону, ну это всегда так на Руси было. Никогда не было, чтобы под ручку стояли в храме. Оставьте, пожалуйста, оставьте все это вне храма. Мы пришли не для того чтобы под ручку держаться, а совсем для другой цели. Это тоже важно знать. Потому что это все нарушает атмосферу, храмовую атмосферу благоговения, атмосферу предстояния перед Богом. Пришли не в театр, а в храм.

Очень важный момент, например, касается причащения. Да, к причастию нужно идти не толкаясь, ни в коем случае не лезть вперед, да избавит Бог. У нас настолько привыкли к этим очередям, что даже к причастию толкают друг к друга или вперед забегают, Боже мой. У людей вызывают гнев даже, и не понимает этот человек, что он лишает себя причастия, даже внешне и причастившись. Надо понимать, что Иуда причастился, принял, получил. Но что случилось  на самом деле: в него сатана вошел, а не Христос. Как важно это знать. Там где нет благоговения даже уступать другим. Поэтому руки даже складывают крестом перед причастием. И кстати, после причастия к запивочке тоже идут с крестообразно сложенными на груди руками. Как будто тоже как к другому причащению. Нет, так не надо делать.

Таинство причащения

В храме насколько это возможно нужно держать себя во внимании. Если это возможно и понятно, нужно участвовать в богослужении, читают что-то, поют. Стараться понять, если это возможно. Для многих церковнославянский язык тяжело понять. Но «Господи помилуй» и «подай Господи» все понимают. И дай Бог, чтобы понимая это, мы произносили вместе с хором, с чтецом эти слова от всей души. Нужно в храме учиться молиться.

Церковный этикет

Правила поведения в храме

На главную страницу сайта - Семья и Вера