13 сентября. Челябинск

В этот день 13 сентября 1736 года полковником Алексеем Ивановичем Тевкелевым основан город Челябинск.

Основание Челябинска

«… на реке Миясе в урочище Челябы, из Миясской крепости в тридцати верстах заложил город…»

Скупые строки из отчета полковника Алексея Тевкелева. Никто не планировал в этих местах крупного города. Беспокойные земли, где бушевали «башкирские шатания». И Тевкелев был известен отнюдь не как градостроитель, а как усмиритель мятежей.

Алексей Иванович Тевкелев

С целью создания укрепленных поселений на южных границах империи была организована Оренбургская экспедиция, в составе которой были военные чины. В результате на Южном Урале появилась линия крепостиц: Оренбургская, Верхне-Уральская, Степная, Троицкая, Чебаркульская, ну, и Челябинская.

Сохранилось первое описание этой крепости от 1742 года немецкого путешественника Гмелина:
«…Эта крепость также находится на реке Миасс, на южном ее берегу, она похожа на Миасскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих бревен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей… при этой крепости располагается главная квартира обоих Драгунских полков, а также старого Сибирского и вновь сформированного Оренбургского, которые сначала стояли лагерем среди домов слободы, чтобы держать в узде башкиров, а также предотвращать набеги киргиз-кайсаков…»

Челябинская крепость в первой половине XVIII века

Статус города

Вплоть до 1780-х годов Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки. Но к этому времени термин крепость постепенно вышел из употребления. В 1787 году Челябинск получил официальный статус города и украсил его герб не пушка и не крепостная башня, а верблюд – символ степной торговли. Однако пока коммерция процветания не принесла. Проезжая через Челябинск в 1837 году в свите цесаревича Александра поэт Василий Жуковский был краток:
«Челябинск. Бедный городишко».

Город Челябинск

«Ворота в Сибирь»

Но уже тогда в городе зарождалась торгово-ремесленная прослойка, которая со временем превратит Челябинск в торгово-промышленный центр царской России. Все изменилось в 1892 году благодаря императору Александру III. Это было связано со строительством Сибирской железной дороги через Уфу-Златоуст-Челябинск. Сам государь вмешался в проект и отменил ранее предложенный вариант путей Казань-Екатеринбург-Тюмень. Когда из Москвы до Челябинска пошли первые поезда, город стал одним из крупнейших центров России. За Челябинском закрепилось неофициальное название «Ворота в Сибирь». За считанные годы население города выросло в несколько раз. Крупнейшие столичные и зарубежные компании создали здесь свои агентства и производили солидные торгово-финансовые операции.

Старый Челябинск

В годы Великой Отечественной войны

Еще один рывок в развитие пришелся на 30-е годы. На годы индустриализации и, конечно, на годы войны. На Урал уже в осенние месяцы 1941 года были эвакуированы тысячи людей и целые заводы. Значительная часть вывезенного досталась Челябинску. Его население выросло в два раза. К его тракторному заводу прибавились мощности ленинградского Кировского и Харьковского моторостроительного – так появился знаменитый «Танкоград». Настоящий промышленный гигант, который одни только Т-34 производил по 20 штук в сутки. А на заводе имени Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – знаменитых «Катюш».

Танковый завод

Челябинск в послевоенное время

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для разрушенной страны. Город стал основным поставщиком оборудования, техники и специалистов, которые восстанавливали Сталинград, Донбасс, Днепрогэс. Как говорят экономисты, именно тогда был сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. Так, из сторожевой крепости Челябинск переродился в центр степной торговли, а потом – в мегаполис с миллионным населением, мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала.

Челябинск в конце XIX века

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера