В этот день 16 ноября 1788 родился Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский. Русский историк и чиновник. Тобольский и Виленский губернатор.
Происхождение Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского
Историка и издателя Николая Бантыш-Каменского называли «архивным тружеником и фанатиком своего дела». В течение полувека он работал в сырых и холодных помещениях архивов, где регистрировал и сохранял для потомков старинные фолианты.
Граф Алексей Мусин-Пушкин лично обращался к Николаю Бантыш-Каменскому, как к знатоку древнерусской палеографии, за помощью в исследовании и издании имевшейся в его коллекции рукописи «Слово о полку Игореве».
«Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку», – так считал архивариус.
Деятельность Дмитрия Николаевича
Неудивительно, что настойчивость, рвение и любовь к наследию Родины передались к сыну Бантыш-Каменского Дмитрию, который пошел по стопам отца, став известным историком. Как всех детей аристократических семей, мальчика ждала военная служба. Однако способность к иностранным языкам открывала для него заманчивые перспективы в политической карьере. Служба в Петербургской коллегии иностранных дел, должность чиновника особых поручений, управляющий канцелярией украинского военного губернатора князя Николая Репнина. Надо сказать, что встреча с Репниным имела особую роль для Дмитрия, приведя к написанию первой истории Украины. Бантыш-Каменский рылся в архивах, изучал частные книжные коллекции и западные источники, содержавшие множество информации. Так, например, в достаточно популярном издании Иоганна Христиана фон Энгеля «История Украины и казаков».
Но перед русскими читателями предстало новое конкурентоспособное издание – подробное описание исторического прошлого Малороссии с увлекательными походами казаков и харизматичными личностями батек и гетманов.
К примеру, о Богдане Хмельницком, имя которого как полагал историк «… должно навсегда украшать Малороссийские летописи. Оно и в наших заслуживает стоять наряду с именами великих мужей, коими вечно будет гордиться Россия».
Однако же, несмотря на положительные отзывы официальных властей, со стороны коллег без критики не обошлось. Такой персоной стал бывший военный деятель, писатель Алексей Мартос, потомок украинских гетманов, решивший, что казачеству в книге было уделено очень мало внимания, как и описанию культуры украинского и казачьего быта. Надо отдать должное способности автора, но все недочеты, указанные Мартосом, он учел в последующем выпуске четырехтомника. Что тут же вызвало замечание другого оппонента, журналиста Николая Полевого, назвавшего вторую редакцию книги «чужой историей».
«Малороссия ждет еще своего историка», – утверждал Полевой.
Сам же Бантыш-Каменский продолжал усиленно работать. Из-под его пера вышли около 30 историко-биографических и литературных трудов, а также «Словарь достопамятных людей Русской земли», который дополнили порядка 500 биографий видных государственных, военных и церковных деятелей. Не забыл Дмитрий почтить память своего отца, издав воспоминания под названием «Жизнь Николая Николаевича Бантыш-Каменского».
Впрочем, и сам автор вскоре пополнил ряды известных лиц, награжденный многими регалиями, от звания тайного советника до государственных орденов святого Владимира и Анны. Ведь, как говорится, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».