22 ноября. Дорога жизни

В этот день 22 ноября 1941 года открылось движение по ледяной дороге Ладожского озера. Наконец-то голодающий Ленинград мог получить крупную партию провианта.

Эвакуация жителей Ленинграда

Катастрофические поражения в первые дни войны вынудили правительство разработать план эвакуации крупных промышленных предприятий и больших городов. Эти планы должны были заработать в прифронтовых районах с населением порядка 20 миллионов человек. Из-за чудовищно быстрого продвижения немецких армий, планы приходилось корректировать чуть ли не дважды в день. Первые эшелоны с ленинградцами потянулись на восток уже 29 июня, через неделю после начала войны. Всего же предполагалось вывезти из северной столицы до половины от трехмиллионного населения.

Эвакуация людей из Ленинграда

Блокада Ленинграда

Но 27 августа железнодорожное сообщение с городом прервалось. Покинуть Ленинград успели только 488 тысяч человек. 8 сентября части группы армии «Север» взяли Шлиссельбург – кольцо сомкнулось. Теперь связь с «большой землей» осталась только по воздуху или водам Ладожского озера. Главная судоходная артерия – Нева – тоже контролировалась немцами за пределами города.

Начались и бомбардировки. 12 сентября вспыхнули Бадаевские склады – место хранения крупнейших запасов продовольствия. Через три дня впервые сократили нормы выдачи продуктов, но до настоящего голода было еще два месяца. Следующий большой кризис настал в конце октября. Начали замерзать водоемы, и уже прекратилась навигация для Ладожской флотилии, но еще был слишком тонок лед, чтобы выдержать машину или сани. С 20 ноября по 25 декабря установили самую низкую норму пайка за всю блокаду. Служащие и дети получали 125 граммов хлеба в сутки. Рабочие – 250 граммов. Близилась первая, самая тяжелая для блокадного Ленинграда зима. Одна из самых холодных за всю историю наблюдений и самая голодная…

Блокадный хлеб

«Дорога жизни»

С 15 ноября начались ежедневные инспекции для проверки толщины ледяного покрова. Несмотря на сильные холода, местами его не было вовсе, или толщина недостаточна для проезда грузовиков. Первые 63 тонны муки, груженые на сани, отправили в Ленинград  21 ноября. 44 километра длиной, 10,5 метров в ширину, на полностью открытом пространстве, от восточного берега у деревни Кобона до самого города. Такой была эта «дорога жизни». На следующий день в сторону «большой земли» отправились 60 грузовиков. Вечером они вернулись с 70 тоннами продовольствия. А ведь Ленинграду требовалось 510 тонн муки ежедневно…

Дорога жизни по Ладожскому озеру

Вражеская авиация и артиллерия обстреливали трассу, лед часто не выдерживал нагрузки. Водители грузовиков не закрывали дверей, чтобы в случае опасности успеть выпрыгнуть. И все же только за первую зиму под воду ушло больше тысячи машин. При этом число голодных смертей в городе все увеличивалось. Больше 10 тысяч человек в ноябре, впятеро больше в декабре, с января по март следующего 1942 года ежемесячно умирало больше 100 тысяч человек. Почти все – от голода и холода, ослабленный организм не выдерживал низких температур, люди замерзали на улице.

На восток пешком потянулись отчаявшиеся ленинградцы, у которых еще были силы идти. Дневниковые записи детей и взрослых этих дней – все об одном:

«Засыпая, каждый день вижу во сне хлеб, масло, пироги, картошку. Да еще перед сном – мысль, что через 12 часов пройдет ночь и съешь кусок хлеба».

22 ноября в истории. «Дорога жизни»

Перелом наступил к январю. Наконец удалось еще увеличить объемы поставок, к концу месяца минимальная норма хлеба возросла до 250 граммов. Перевозки по Ладоге продолжались до конца апреля, последние машины с большим риском прошли по тонкому льду 25 числа. За это время в Ленинграде даже смогли увеличить запасы продовольствия. С приходом весны смертность снизилась – но не столько из-за первого тепла, сколько благодаря тем 12 тысячам человек, что трудились на «дороге жизни». Для многих из них «Дорога жизни» стала последней.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера