Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Давайте, дорогие друзья, попробуем переместиться во времена, когда на Руси люди не могли себе представить жизнь без Церкви. Когда духовным идеалом людей был монах-подвижник.
Жизнь по монастырскому укладу
Русь. Далекий XVII век. На патриаршем престоле – патриарх Никон.
Эти времена в истории Церкви сохранились как период, когда монастырский устав определял всю жизнь русских людей. Если сейчас миряне в большинстве своем не придерживаются монастырского устава ни в пище, ни в быту, следуя определённым послаблениям, то в те времена было совсем иначе. Строгий богослужебный устав применялся не только в монастырях, но и во всех приходских церквах. Миряне отличались только тем, что могли вступать в брак и занимались мирскими делами. Во всем же остальном, особенно, что касалось духовной жизни, они во всем старались подражать монахам. Монастырский уклад касался как домашнего быта, так и общественной жизни.
Как писал И. Кобенцель, что москвитяни во всех своих делах отличались особой религиозностью. Ни один не выходил из дома без крестного знамения, с тремя земными поклонами, и хотя бы без краткой молитвы «Господи помилуй».
Путешествие Антиохийского патриарха в Москву
Из воспоминаний Павла Алеппского, посетившего Москву с Патриархом Антиохийским Макарием.
Отмечается особое благоговейное отношение к богослужению. Все верующие стоят неподвижно в страхе, со всем уважением к святыне от начала службы до конца. Постоянные земные поклоны и совместное пение молитвословий будто едиными устами.
Любовь к иконам у верующих в те времена была весьма сильная. Во всех домах люди имели множество прекрасных иконы, украшенных драгоценностями. Утром и вечером всегда горит перед иконами у простых людей – свечка, у знатных же – особый светильник.
Русские молятся, устремив свой взор к иконам, как бы предстоя перед Богом и Его святыми, поклоняясь им. К церкви, святыням имеют глубокое благоговение. При виде церкви еще издали они сразу же обращаются к ней, и молятся, делая три земных поклона.
Антиохийские гости больше всего были приятно удивлены скромности и смирению русских, их молитвенности и духовности. Как пишет Павел Алеппский более всего русские сторонились гордости, эта страсть им совершенно чужда. И все гордецы у них в порицании.
В обществе православные люди вели себя со всяким смирением и взаимной почтительностью. «При входе в дом, – пишет Я. Рейтенфельс, – русский … осеняет себя крестным знамением, приветствует присутствующих, сколько бы их в доме ни было, кланяясь головой каждому особо, и только после этого начинает говорить».
Всего в Москве во время Павла Алеппского было более четырех тысяч храмов, а престолов – более десяти тысяч.
Боярин, соблюдавший пост в понедельник