9 декабря. Ревизия податного населения

В этот день 9 декабря 1718 года указом Петра Великого в связи со сменой налогообложения учреждена ревизия податного населения. Так была названа в те времена перепись населения.

Налогообложение при Петре Великом

Государь Петр I свою неуемную энергию реализовал е только внутри страны. По крайней  мере, две войны с Турцией, поход в Среднюю Азию, большая война со Швецией и против Персии. Чтобы меряться силой почти со всеми своими соседями, нужны были деньги. И каких только налогов не придумывал царь. Были, например, корабельный налог и на бороду, на дубовые гробы и на государственные бумаги, а еще рыбный, медный, медовый, конский, банный. Наконец в 1718 году Петр Алексеевич решил собирать подушную подать.

Петр Великий

Раньше основной налог собирали с каждого двора, а теперь – с души. А точнее, с каждого лица мужского пола. Понятно, что новый метод требовал знать, сколько в России живет этих самых душ. Так появился указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола».

Ревизские сказки

Результаты ревизии фиксировались в «ревизских сказках». Ничего общего с Бабой Ягой и Кощеем эти документы не имели. Название «сказка» происходит от слова «сказать», так как все сведения записывались «со слов». В переписчики идти никто желанием не горел, поэтому пришлось использовать даже гвардию. А записывали в ревизские сказки только тех, кто относился к податным сословиям. Дворянство, духовенство и чиновники были освобождены от уплаты налога.

Первая ревизская сказка 1724 года

После нескольких таких переписей сформировалась и примерная ее форма. В нее вносили дату подачи сказки, уезд, село или деревню, имена мужского населения, кто убыл в солдаты, кто умер со времен последней ревизии, сколько кому лет «на лицо». Иногда в форму вносили изменения. Скажем, в третью ревизию, которую проводила Екатерина Великая, было принято решение об учете всех лиц женского пола.

Дело это оказалось крайне хлопотным. Никому, ни крестьянам, ни помещикам, не было резона указывать точное число душ. Указом 1719 года устанавливались жестокие наказания за утайку – от смертной казни до ссылки в Сибирь. Но не помогали даже воинские команды. Все понимали, что за ревизией потянутся и сборы налога. По примерным подсчетам до 19% крестьян постарались укрыться от взора ревизора. В итоге первая ревизия продолжалась целых 8 лет. И закончилась полностью она после смерти императора Петра.

Госучреждение Российской Империи

«Мертвые души»

В течение всего XVIII века было проведено 5 ревизий, и еще 5 в XIX веке. И все они длились по многу лет, а их данные считались действительными вплоть до следующего раза. Это приводило порой к головокружительным подлогам. Например, можно было продавать давно уже мертвых крестьян. Именно этот факт лег в основу произведения Гоголя «Мертвые души» – Чичиков покупал умерших крестьян, которые в ревизских сказка числились живыми, надеясь их заложить за реальные деньги.

Причем у книжного Чичикова было сразу несколько прототипов. Про одного из них рассказала одна из родственниц Гоголя.

Крестьяне Российской империи

«У Пивинского было 200 десятин земли и душ 30 крестьян и детей пятеро. Богато жить нельзя, и существовали Пивинские винокурней. Тогда у многих помещиков были свои винокурни, акцизов никаких не было. Вдруг начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что у кого нет пятидесяти душ крестьян, тот не имеет право курить вино».

Вот и начал этот самый Пивинский скупать у соседей-помещиков уже упокоенных крепостных, пока не насобирал их 50 душ. Тогда он уже спокойно мог заниматься своей винокурней.

Введение подушной подати позволило Петру Первому финансировать все свои самые смелые реформы и военные кампании. Правда, этот шаг из экстренного стал постоянным, и практически до конца XIX века подушная подать тяжелым грузом лежала на плечах крестьян. Правда, сегодня многие исследователи только с благодарностью вспоминают реформу Петра. «Ревизские сказки» – один из важнейших исторических источников эпохи.

Ревизия податного населения

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера