В этот день 11 декабря 1835 года родился Александр Иванович Морозов. Русский художник-передвижник.
«Бунт четырнадцати»
В ноябре 1863 года в Петербургской Академии художеств среди учащихся произошел неприятный инцидент, получивший название «бунта четырнадцати». Началом к бунту послужили изменения в правилах проведения конкурса на большую золотую медаль. Согласно новому регламенту от студентов Академии, работавших в жанре исторической живописи, требовалось написать картину по заданной жанровой тематике, что должно было послужить объединению исторического и жанрового направлений. Но вместо объединения на стол деканата легли заявления о выходе из Академии от четырнадцати человек, полагавших, что их шансы на победу занижены. Среди них было и заявление от художника Александра Морозова.
Творчество Александра Морозова
К тому моменту Морозов являлся обладателем четырех серебряных и одной малой золотой медали, полученные им за картину «Отдых на сенокосе». История этого полотна довольно любопытна. В 1860 году был написан первый довольно простой вариант картины, на котором в поле в отдалении были изображены несколько фигур. Но уже через год художник представил новую картину, с более ярким и колоритным сюжетом. Возможно, что идеей для создания одноименной копии послужила критика, которой часто подвергался Морозов.
Коллеги находили его произведения слишком лаконичными и простыми. С подобной творческой позицией соглашались и в Сообществе передвижных художников, в рядах которого Морозов находился недолго, поскольку не писал картин на остросоциальные бытовые темы. Сам живописец не считал нужным менять стиль своей работы. Тем более что находились не только те, кто ругали, но и те, кто хвалили его. Так несколько картин, среди которых были «Сельская бесплатная школа» и «Выход из церкви в Пскове», для своей художественной коллекции приобрел меценат Павел Третьяков.
«Выход из церкви в Пскове» одобрил критик Владимир Стасов. Оценив нарисованную правду жизни, он утверждал, что Морозов отобразил в живописи одну из первых массовых сцен. Положительной оценке творчества Морозова придерживался и художник Александр Бенуа:
«Морозов — вылитый Щедровский: то же хладнокровие, то же механическое, бесстрастное списывание, но зато та же точность, сообщающая его картинам значение отменных документов. Хоть сильно они пообчищены и заполированы, но все же правдивы и тем самым драгоценны, если и не в художественном отношении. Вследствие этой изрядной точности или благодаря случайности в его беспритязательных вещах иногда проглядывает даже какая-то поэзия. Правда, некоторую прелесть придают им их отдаленность от нас, их уже несколько «дедовский» характер».
За «дедовский» характер» искусствоведы, включая и самого Бенуа, называли Морозова «запоздалым венециановцем», сравнивая творчество художника с другим мастером Алексеем Венециановым. Возможно, по этой причине популярность картин этого художника после 1860-х годов пошла на убыль. Большую часть жизни художник подрабатывал частными уроками живописи, написанием икон да редкими заказами. Именно поэтому творческое наследие живописца осталось не таким обширным, как могло бы быть. Несмотря на это современные искусствоведы полагают, что без имени Морозова русская живопись не смогла бы состояться до конца. Из нее бы выпала тщательность работы с натуры, мастерски переданная передача света и гармония природы и человека в своем вечном, идеальном отображении, которую скромно и трепетно предлагал любителям живописи незамутненный социальной направленностью Морозов.