Николай Николаевич Духонин

В этот день 13 декабря 1876 года родился Николай Николаевич Духонин. Генерал. Последний главковерх Русской Армии.

Генерал Николай Николаевич Духонин

Доподлинное место рождения генерала неизвестно. Установлено наверняка, что был он из смоленских дворян, потомственных военных. Полк, в котором служил его отец, квартировался в Вязьме – скорее всего, этот город и есть родина Николая Духонина. Но большая часть его жизни связана с Киевом. Там он оказался в раннем детстве, там же получил первое образование, окончив кадетский корпус.

Интересную характеристику, особенно в свете будущей жизни генерала, дал один из его сокурсников, Алексей Игнатьев:

«Вспоминая этого благонравного тихоню с плачущей интонацией в голосе, вспоминая встречу с ним в Академии генерального штаба, где он слыл полной посредственностью, я не могу себе до сих пор представить, каким чудом этот человек смог впоследствии, в 1917 году, при Керенском, оказаться на посту русского главковерха».

Генерал Николай Духонин

Карьера генерала Николая Духонина

Эта жизнь – пример проявления талантов в весьма зрелом возрасте. В юности же казалось, карьере офицера Духонина больше помогает его принадлежность к воинской касте и протекции дяди, который служил в одном из гвардейских полков в чине генерал-майора. В Николаевской Академии Генерального Штаба молодой Духонин тоже гениальности не проявил. До особых поощрений, медалей так и не дотянул.

В годы Первой Мировой войны

Все переменилось с началом Первой Мировой войны. На театр военных действий Духонин отправился в штаб 3-й армии Юго-Западного фронта. Первое время он шефствовал над разведчиками. И вот уже в первой битве – крупном Галицийском сражении – он провел точную оценку числа противника в крепости Перемышль. За это и получил высокую награду – Орден святого Георгия 4-й степени.

Николай Николаевич Духонин

В 1915 году получил уже 3-ю степень, а это очень редкая оценка заслуг. Более высокую, 2-ю степень ордена, за всю войну получили только четверо. В том же году Духонин стал генерал-майором, приняв участие в разработке и реализации в плане Брусиловского прорыва, самой, вероятно, успешной крупной операции всей войны.

Верховный главнокомандующий

Февральскую революцию, в отличие от многих высших чинов, Николай Николаевич принял достаточно лояльно. И вот в сентябре, после подавления Корниловского мятежа, глава Ставки Алексеев покинул должность, а Духонин занял его место. На этом посту генерал-лейтенант и встретил известие об октябрьском перевороте. Отношение к нему было закономерным – резким и безапелляционным – он предложил главе Временного правительства Керенскому послать часть войск с разваливающегося фронта в тыл для борьбы с революцией. Но события развивались слишком быстро. Керенский тянет с ответом, становится слишком поздно, и только 7 ноября, когда все уже произошло, Духонин получает телеграмму с просьбой отправить казачьи части в столицу. Но поход на Петроград уже не мог завершиться успехом. К тому же уже через неделю Керенский бежал, оставив на главковерхе ответственность буквально за все: и за положение на фронте, и в мятежной столице. Свой крест генерал нес честно до конца, так и не покинув место.

Николай Духонин

Мало кто знает, что придя к власти, большевики первым, кого назвали «врагом народа», и был и верховный главнокомандующий.

Каждый день Духонин предпринимал какие-то меры, чтобы вернуть порядок. Но было поздно. После скоропостижного подписания сепаратного мира с Германией, Духонин заявил:

«… этого рода действия исключают всякое понятие о государственности и обозначают совершенно определенно анархию и могут быть на руку не русскому народу, – комиссарами которого себя именуют большевики, а, конечно, только Вильгельму».

2 декабря он отдал последний приказ – об освобождении из тюрьмы контрреволюционеров Корнилова и Деникина.

Духонин и Корнилов

Покидать город и Ставку до прихода большевиков Духонин так и не стал, хотя мог это сделать, и понимал, что ему грозит расстрел. Но все кончилось еще хуже. На следующий день, 3 декабря 1917 года толпа озверевших, полупьяных матросов растерзала его на перроне вокзала. Первый «враг народа» не дождался даже формального суда большевиков.

13 декабря в истории. Николай Духонин

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера