Юмор в Церкви

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Определенный юмор в церковной среде вполне уместен. Иначе натянутая струна человеческой души, за неимением возможности высвободить накопившуюся энергию, может лопнуть. Но есть темы, на которые шутки не просто невозможны, а категорически запрещены и считаются страшным грехом.
Представляем Вашему вниманию статью, в которой отец Андрей Ткачев рассказывает об уместности юмора в жизни христианина.

Как наложить на терминологию «юмор» в слова Иоанна Затворника к слову «осудимся»

На первый взгляд – никак. Человек, который шутит, очевидно, осуждается при первом взгляде. Так всегда получается: на первый взгляд – одно, при более детальном рассмотрении – совсем другое. Вот пример из жизни древних отцов. Какой-то человек хотел посмотреть на Антония Великого. Он был в этом не одинок – желающих увидеть были тысячи. Антоний был, как живой Бог, потому что Бог жил в нем. И пошел человек в поисках Антония и нашел его, стоящим в группе молодых монахов и что-то весело им рассказывающим. В какой-то момент все засмеялись. И подумал человек: «Зачем я так долго странствовал в пустыне? Неужели, чтобы посмотреть на какого-то смехотворца? Ведь я искал великого отца». С этими мыслями он хотел уйти, но Антоний остановил его со словами:
– Возьми лук и натяни его, как можно сильнее. Сильнее! Еше сильнее!
– Лук треснет!

– Так же и с человеческими силами. Если «пережать» человека, то он сломается. Это касается любого занятия – духовного, умственного или физического. Нужно по одежке протягивать ножки человеку. Смех в данном случае может являться конденсацией, выхлопом накопившейся энергии. Главное – шутить без греха. Можно вспомнить слова Антония Великого: «Смеясь, не обнажай зубов». Мы видим, как он веселит своих послушников, которые изнемогли от своего труда. Он дает им разрядку без греха.

Преподобный Антоний Великий

Табуированные темы в юморе

В Писании говорится, что «проклят тот человек, который подставляет ногу слепому». Что это означает? Это значит воспользоваться чужой немощью. Если ставить преткновение перед немощным, то можно навлечь на себя Божие неблаговоление. Причем, когда в Писании говорится о людях, подверженных различным недугам, всегда упоминается о милосердии и добавляются слова «бойся Господа Бога твоего». Это означает, что речь идет о чрезвычайно важных вещах, не допускающих никакого смеха или превозношения.

Господь Иисус Христос

Вся половая тематика должна быть положена под пресс и запечатана, потому что шутить на эту тему очень легко.

Бесы на средневековых иконах и картинах изображаются с двумя или тремя лицами. Первое лицо – там же, где и у всех людей, а второе и третье – на уровне таза и паха. Есть такая известная картина «Явление сатаны блаженному Августину». На ней у нечистого духа одно из лиц обращено к Августину, второе находится сзади. Эта метафора значит, что ум человека –седалище Божественной благодати. Память о Боге – это дело ума, а на картине ум, вместо того, чтобы осветиться именем Божиими и идти наверх падает вниз. И если дать этому рту заговорить – он будет говорить «половыми» терминами, то есть сквернословить. Что такое матерная брань? Это пах, поднявшийся на лицо.

Закрывает лицо рукой

Можно ли на эти темы шутить христианину? Категоричное «Нет»!

Смех на святые темы. Любители посмеяться «становятся на лыжи»: сначала смеются над невинными темами, потом полуневинными, затем – над хорошими вещами, после – над святыми. Сначала они шутят над священниками, потом над Таинствами Церкви, а затем – над Господом Богом.

Юмор в Церкви

«Церковь и мир». О чувстве юмора

На главную страницу сайта - Семья и Вера