21 февраля в истории. Ледокол «Ермак»

В этот день 21 февраля 1899 года в Финском заливе прошли испытания первого русского ледокола «Ермак».

Ледокол «Ермак»

России буквально Богом было предначертано стать родиной ледоколов. Какая друга страна нуждается больше в этих мощных, тяжелых машинах? По-видимому, первым в мире реальным ледоколом был пароход «Пайлот», конструкции купца  Михаила Бритнева. В далеком 1864 году он начал бороться с тонким весенним льдом близ Кронштадта, тем несколько увеличив срок навигации. Но куда ему до настоящего арктического ледокола, каким стал «Ермак». Первый в мире в своем классе. Первый корабль, который укротил русскую зиму на Балтике и даже в Северном Ледовитом океане.

«Ермак»

Министр финансов Витте, великий химик Менделеев, изобретатель радио Попов, наконец, адмирал Макаров – все эти самые замечательные люди конца XIX века, так или иначе, были связаны с проектом первого в мире полноценного ледокола.

Сергей Юльевич Витте: «Ближайшей целью сооружения этого громадного ледокола была у меня та мысль, чтобы, с одной стороны, сделать возможным судоходство в Петербурге и других важных портах Балтийского моря в течение всей зимы, но главным соображением попытаться, нельзя ли пройти на Дальний Восток через северные моря по северному побережью Сибири».

Адмирал-изобретатель Степан Макаров

Витте, конечно, сумел вовремя найти деньги на этот проект, продвинуть его в «верхах». Но настоящим мотором и созидателем идеи был знаменитый адмирал Макаров. Техник, изобретатель, автор первых морских мин. Сначала его новаторский прожект наткнулся на одно недоумение. Морской министр Павел Тыртов:

«Может быть, идея адмирала Макарова и осуществима, но… она, по моему мнению, никоим образом не может служить на пользу флота».

Адмирал Макаров

Строительство ледокола «Ермак»

Вот так. Но по своему характеру адмирал Макаров сам был подобен ледоколу. И он пошел вперед. Подключил все свои связи, открыл обширную пиар-кампанию. В начале 1897 года стала широко известна его лекция, что он прочел в великокняжеском Мраморном дворце, с красноречивым названием «К северному полюсу напролом». Деньги нашлись сразу. Прошло чуть более года строительства на верфи в английском Ньюкасле, и на зимний рейд Кронштадта пришло новое судно, «Ермак». И, конечно, оно тут же было приписано к министерству финансов, которое выделило на него деньги, а вовсе не к морскому ведомству. Это была победа, которую горячо приветствовал великий Менделеев:

«Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах».

Адмирал Макаров и ледокол «Ермак»

Служба «Ермака»

Метровый лед Балтики «Ермаку» и правда была нипочем. В первый же год он спас от ледовой гибели новый броненосец «Адмирал Апраксин», и тут же – группу рыбаков, причем при помощи только что изобретенного Поповым радио. Настоящий триумф русской техники!

Как говорят, несмотря на свою немалую цену, «Ермак» окупился за 1-2 года. А на самой заре XX века ледокол принял участие в очень амбициозном  плавании – по Северному Ледовитому океану. Адмирал Макаров задался несколькими целями, проникнуть как можно ближе к Северному Полюсу, и пройти Северным морским путем к устью Енисея. Конечно, не все получилось, просто потому, что льды Арктики были велики даже «Ермаку». Но эти экспедиции имели серьезную научную ценность, и они показали реальные перспективы освоения русского Севера. Выяснилось, что все возможно.

«Ермак» (ледокол)

Казалось бы, первый «блин» обязан «выйти комом». Но первый в своем роде ледокол оказался очень умно сконструированной машиной. Только за первые десять лет работы он спас 618 пароходов, которые были затерты во льдах! «Ермак» пережил все передряги и войны XX века, даже Великую Отечественную. Увы, спасти уникальное судно, сделав из него музей, не получилось. Пустили на слом. Но произошло это в 1963 году. Почти 70 лет «Ермак» безостановочно ворочал суровые льды. По-настоящему уникальное достижение.

21 февраля в истории. Ледокол «Ермак»

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера