24 февраля в истории. «Запорожец»В этот день 24 февраля 1986 года с заводского конвейера сошел «Запорожец». 2,5-миллионный по счету.

«Машина-зверь» – «Запорожец»

Начиная с 1960 года «машина-зверь» понеслась по российским дорогам, и сразу же заслужила популярность среди широких слоев населения. «Запорожец» был в два раза дешевле «Жигулей» и в три раза дешевле «Волги». И, несмотря на небольшие размеры автомобиля, для многих советских покупателей «Запорожец» стал первым и единственным личным средством передвижения.

Долгое время считалось, что инициатором создания «ушастого» и «горбатого» являлся генсек Никита Хрущев. Однако один из исследователей автопрома нашел статью от 1962 года, где цитировались слова одного из рабочих запорожского завода «Коммунар»:

«На пленуме Хрущев совершенно справедливо заметил, что нашему заводу надо бы выпускать комбайны для сельского хозяйства, а не легковые автомобили для продажи частным лицам».

Выпуск «Запорожцев»

Модификации «Запорожца»

К счастью для многих автомобилистов комбайны не успели заполонить дороги, как кукуруза поля. А запорожский завод начал совершенствовать одну модель за другой, учитывая замечания снятого с должности Хрущева, называвшего 965 модификацию «консервной банкой». Впрочем, варианты «консервной банки системы Запорожец» выпускались разные. Праворульный автомобиль – для перевозки почты, что позволяло почтальону экономить время и выходить прямо на тротуар. Ялтинский экспортный – с улучшенной шумоизоляцией и радиоприемником. Инвалидный вариант. В модели 80-х годов был и вовсе эксклюзивный элемент – маленький прямоугольный люк у переднего сидения. Особенно это привлекало рыбаков, которые могли припарковаться на льду озера, и леску протянуть в лунку прямо из салона своего «горбатого жеребца».

«Запорожец»

«Даже на Майбахе такого нет», – с завистью отмечал один из американских телеведущих.

Технические особенности «Запорожца»

Это так. Ведь многие детали конструкции «Запорожца» были подсмотрены у итальянского «Фиата» – это вид кузова, подвески, рулевой механизм. Пока же «Чебурашка» разгонялся на шоссе до скорости 90 километров в час, механики ковырялись в технических недостатках. Одним из них стал мотор, который в двадцатиградусный мороз заводился очень долго, а иногда и вовсе не заводился. Не зря в мультфильме «Зима в Простоквашино» Дядя Федор и «ездовой академик» чинили двигатель прямо в квартире, а потом толкали машину в деревенском снегу. Но все-таки чаще автомобиль благополучно мчал семьи на дачные участки. Один из запорожцев благополучно достиг черноморского побережья в кинокартине «Три плюс два». А в фильме «А не послать ли нам гонца» главный герой доехал на «Запорожце» до Москвы. С шуткой-прибауткой: «А вы знаете, почему у «Запорожца» багажник спереди? Потому что на такой скорости за вещичками присматривать надо».

ЗАЗ 965

Но как бы советские граждане не юморили, не критиковали «Запорожец», считая эту машину «гадким утенком» советского автопрома, в 1986 году выпуск Запорожского завода превысил 2,5 миллионов экземпляров.

Остановка выпуска «Запорожца»

Отказ от его выпуска и замена на другую марку произошла только после развала Советского Союза.

«… Резко подскочили цены на материалы, а «Запорожец» был очень металлоемким автомобилем. Он намного тяжелее «Таврии». А самое главное, что в нем применялось большое количество магниевых сплавов. Они стали очень дорогими. По себестоимости «Запорожец» намного превосходил «Таврию».

Директор с сожалением добавил, что «Запорожец», наверное, не надо возвращать, потому что это все-таки автомобиль прошлого…» К его словам можно добавить, что «Запорожец» – это техническое достижение советского периода.

Автомобиль «Запорожец»

24 февраля в истории. «Запорожец»

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера