Православие и нравственное воспитание гражданина

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Что может предложить в качестве положительной программы нравственности православие?

Иерархия религиозных ценностей

В любой религии можно выделить специфическую иерархию религиозных ценностей, в которой самый высокий уровень занимает мистический опыт, на втором месте идет религиозная практика большинства активных верующих, на третьем месте сфера религиозной морали. Именно последняя ступень морали, часто воспринимающаяся, не специфически религиозно, но общекультурно, является приемлемой для большинства граждан.

Нравственный выбор

Следует помнить, что только при наличии у человека свободы возможен выбор между добром и злом. Такие понятия, как «этика», «мораль», «нравственность» представляют собой, хотя и разные по происхождению, но по смыслу синонимичные термины. Таким внутренним ориентиром и проявлением естественного нравственного закона является совесть. Замечательно, когда человек руководствуется «голосом совести», не забывает его и не пропускает мимо своего внутреннего слуха его советы, однако человек не подчиняется совести безусловно, все мы свободны в выборе послушать голос совести или отвергнуть его, поэтому еще в древнем мире в человеческих сообществах начинают формироваться моральные законы и заповеди.

Задумчивая женщина

Внутренний закон нравственности и внешняя мораль

Естественное чувство нравственности есть в каждом человеке, однако, как было отмечено, для практического руководства человеку подчас нужны внешние ориентиры, в качестве которых и выступает общественная мораль, которая в свою очередь основывается на общих нравственных и разумных установках. Руководствуясь внутренним законом нравственности и внешней моралью, люди могут совершать этически добрые и воздерживаться от этически злых поступков, но при этом основной минус общественной безрелигиозной морали, как внешнего по отношению к человеку закона заключается в том, что она в известной степени лабильна, подвижна и зависит от культурной и общественно-исторической ситуации. Другими словами, общественная мораль может изменяться, и то, что лет 40 назад казалось совершенно не приемлемым, сегодня воспринимается даже не просто как неприятная данность, а как нечто совершенно нормальное.

Женщина на фоне храма

Христианская мораль

Здесь со всей очевидностью перед нами возникает несомненный плюс религиозной, христианской морали. Суть его в том, что христианские моральные требования неизменны в силу того, что они ссылаются на неизменный авторитет Бога, и поэтому моральные ценности, за которыми стоит сила религиозного обоснования, не зависят от модных тенденций времени. Более того, И. Кант признавал, что только существование Бога дает всему обществу и каждому человеку в отдельности жить по голосу совести.

В этом и заключается положительный потенциал третьего уровня религиозных ценностей – христианской этики.

На втором уровне находятся собственно христианские заповеди, обращенные для всех верующих:
37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Евангелие от Матфея 22:37-40

Проповедь Христа

Человек – образ Божий

Отсюда следует главное положение христианской религиозной морали –  видеть в каждом человеке образ Бога. Это положение определяет отношение не только христианина по отношению к другому христианину, но ко всем людям вообще. При этом даже если человек совершает грех (который с греческого языка буквально переводиться как «промах»), христианство требует различать безусловно порицаемый грех и самого человека. В то же время следует помнить о том, что, кто говорит, что любит Бога, а ненавидит своего ближнего, тот, безусловно, является лжецом, ибо невозможно одновременно любить Бога и ненавидеть своего реального ближнего (родственника, соседа, гражданина родной страны, каждого человека).

Можно идти дальше простого морального поведения. С точки зрения евангельской этики, если человек не совершает выраженных преступлений, это не является основанием для его безусловной святости. Человек в христианстве призван к неизмеримо большему – к тому, что называется обóжением (то есть стать подобным Богу на сколько это человек способен вместить).

Женщина в храме

Бесконечное нравственное совершенствование

В христианстве нет каких-то тайных доктрин. Предельно высокий, и кажущийся для общества непонятным, таинственным и недостижимым, нравственный идеал, обозначенный в Евангелии (вплоть до любви к врагам), – это этика высшего порядка, это высший уровень аскетического и мистического возрастания личности, к которому призван в Евангелии каждый человек. Высшим же идеалом христианской нравственности могут служить следующие слова из Евангелия: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

В итоге, можно констатировать наличие в православном христианстве нравственного потенциала, который свидетельствует о возможности бесконечного нравственного совершенствования.

Православие и нравственное воспитание гражданина

Беседы с батюшкой. Воспитание детей в духе православия

На главную страницу сайта - Семья и Вера