С Великим постом!
Милости хочу, а не жертвы. (Мф 9, 13). Смысл поста
«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», – отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело…»
Благословение на пост, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?
Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме, просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды.
Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье, либо в продолжении поста испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.
Дар поста
Не подражай преслушанию Евы, не принимай опять в советники змия, который предлагает снедь, поблажая плоти. Не ссылайся на недуги и немощь тела. Не мне представляешь сии предлоги, но Ведущему. Скажи мне: поститься ты не можешь, а пресыщаться и подавлять тело бременем поедаемого можешь? И больным врачи предписывают не разнообразие снедей, но неядение и малоядение. Как же это выполнять можешь, а о том говоришь, что не можешь? Тела человеческие, обремененные всегдашним пресыщением, удобно поглощаются недугами; а если употребляется пища умеренная и легкая, то и ожидаемых от болезни худых последствий они избегают.
Свт. Василий Великий
Постящимся
Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено. 5 дней недели положено сухоядение (без масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с маслом. Разрешается пища с маслом в среду Крестопоклонной, в пятницу 5-й недели, в Страстной Четверг. Рыба разрешается – 7-го апреля (Благовещение) и в Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. Пост – время милосердия, посещения больных/страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. Со 2-й недели в воскресенье вечером (4 подряд) совершаются Пассии – чтение акафиста Страстям Христовым. В Великий пост воспрещается Таинство брака – венчание (разрешается с недели Фоминой).
Литургия Преждеосвященных Даров
Она еще называется – Литургия Григория Двоеслова – Литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде, на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста – и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле. Литургия Преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных. Ее первая часть практически не отличается от вечерни (до пения 140-го псалма), а вторая схожа с Литургией верных «полной Литургии», но без евхаристического канона, отсутствует проскомидия. Согласно распространенной исключительно в русских Церквях на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев.
Пассия
В переводе с лат. «страдание» – особое богослужебное проследование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Проследование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Поклоны в Великий пост
Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего грешного самоволия. Креститься с земным поклоном: в Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех», на Литургии во время пения «Да исправится молитва моя…» и «Ныне Силы Небесные…» преклоняются до земли. На великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице..,» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочее на великопостной вечерни (три поклона). В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина. В Великий пост. при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»(три земных поклона).
Пост для детей
Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел воспитательное качество. Для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига. Надо дать ему возможность ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побуждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это сделать. Но, надо учитывать, что ребенок может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости.
Митр. Антоний Сурожский
Очищаем сердце в Великий пост!