Великий пост

С Великим постом!

Милости хочу, а не жертвы. (Мф 9, 13). Смысл поста

«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», – отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело…»

Молитва в храме

Благословение на пост, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме, просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды.

Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье, либо в продолжении поста испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

Прощеное воскресенье

Дар поста

Не подражай преслушанию Евы, не принимай опять в советники змия, который предлагает снедь, поблажая плоти. Не ссылайся на недуги и немощь тела. Не мне представляешь сии предлоги, но Ведущему. Скажи мне: поститься ты не можешь, а пресыщаться и подавлять тело бременем поедаемого можешь? И больным врачи предписывают не разнообразие снедей, но неядение и малоядение. Как же это выполнять можешь, а о том говоришь, что не можешь? Тела человеческие, обремененные всегдашним пресыщением, удобно поглощаются недугами; а если употребляется пища умеренная и легкая, то и ожидаемых от болезни худых последствий они избегают.

Свт. Василий Великий

Постная трапеза

Постящимся

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено. 5 дней недели положено сухоядение (без масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с маслом. Разрешается пища с маслом в среду Крестопоклонной, в пятницу 5-й недели, в Страстной Четверг. Рыба разрешается – 7-го апреля (Благовещение) и в Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. Пост – время милосердия, посещения больных/страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. Со 2-й недели в воскресенье вечером (4 подряд) совершаются Пассии – чтение акафиста Страстям Христовым. В Великий пост воспрещается Таинство брака – венчание (разрешается с недели Фоминой).

В храме перед Распятием

Литургия Преждеосвященных Даров

Она еще называется – Литургия Григория Двоеслова – Литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде, на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста – и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле. Литургия Преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных. Ее первая часть практически не отличается от вечерни (до пения 140-го псалма), а вторая схожа с Литургией верных «полной Литургии», но без евхаристического канона, отсутствует проскомидия. Согласно распространенной исключительно в русских Церквях на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев.

Литургия Преждеосвященных Даров

Пассия

В переводе с лат. «страдание» – особое богослужебное проследование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Проследование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Пассия

Поклоны в Великий пост

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего грешного самоволия. Креститься с земным поклоном: в Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех», на Литургии во время пения «Да исправится молитва моя…» и «Ныне Силы Небесные…» преклоняются до земли. На великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице..,» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочее на великопостной вечерни (три поклона). В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина. В Великий пост. при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»(три земных поклона).

Богослужение в Великий пост

Пост для детей

Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел воспитательное качество. Для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига. Надо дать ему возможность ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побуждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это сделать. Но, надо учитывать, что ребенок может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости.

Митр. Антоний Сурожский

Великий пост

Очищаем сердце в Великий пост!

Великий пост

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера