18 апреля в истории. Первая типография СибириВ этот день 18 апреля 1789 года в Тобольске была открыта первая типография Сибири Василия Корнильева.

Указ «О вольных типографиях»

Указ русской государыни Екатерины II «О вольных типографиях» положил начало деятельности первых издателей Сибири.

«Всемилостивейше повелеваем типографии для печатания книг не различать от прочих фабрик и рукоделий, и вследствие того позволяем, как в обеих столицах наших, так и во всех городах империи нашей, каждому по своей собственной воле заводить… В сих типографиях печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая и восточных, с наблюдением, однако ж, чтоб ничего в них противного законам Божиим и гражданским, или же к явным соблазном клонящегося издаваемо не было…», – так вкратце гласил текст указа.

Типография

Для купцов, считавших каждый заработанный рубль, новое начинание было перспективным, но в то же время рискованным вложением средств. Цены на книги всегда оставались высокими из-за дорогостоящей кожаной обложки и ручного труда наборщиков текста, и доступны лишь узкому кругу покупателей. Поэтому большая часть предпринимателей начинала свой бизнес с печати казенных бланков, постоянно требовавшихся в государственные учреждения.

Первая типография Сибири Василия Корнильева

В Сибири таким типографским первопроходцем стал купец Василий Корнильев. Удачно женившись на дочери владельца бумажной фабрики, Корнильев получил от тестя в подарок половину фабрики, а вскоре стал ее единоличным хозяином. Так с печатных станков начали сходить разного сорта бумаги – писчая, полуалександрийская – для рукописей, и картузная – оберточная.

Корнильев и дом купцов Корнильевых в Тобольске

Но в истории издательского дела имя сибирского купца вряд ли бы осталось, если бы он ограничился только печатью бланков и не начал поддерживать талантливых творческих личностей.

Издательская деятельность Василия Корнильева

Так, сколотив коллектив единомышленников, Корнильев дал старт ежемесячному журналу «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», первому за Уралом. В нем печатались иностранные переводы и литературные рассказы начинающих писателей. Параллельно журналу выпускался исторический альманах, а также «Библиотека ученая, нравоучительная и увеселительная…» Читальный зал библиотеки составлял порядка 100 человек, да и сам тираж был невелик – всего 12 изданий. Однако просветительские начинания послужили зачином для популяризации местных авторов. Опубликованная книга лекаря Петерсона о ветряной оспе стала бестселлером, увеличив количество подписчиков втрое. Не меньшим спросом пользовались книги по юриспруденции и растениеводству.

Иртыш, превращающийся в Иппокрену

Печатное изобилие Корнильева расцвело на книжных прилавках всего за одну пятилетку, вылившись в 50 томов, 11 наименований книг и три журнала. А коллоквиум научных, литературных и свободолюбивых умов, сплотившихся вокруг издателя, подал пример для самовыражения последующих поколений, правда, ненадолго. В связи со смертью Василия сибирская типография зачахла, а сын Дмитрий ненадолго смог продолжить семейный подряд.

Одним из главных печатных достижений сына стала публикация перевода трехтомника богословского сочинения английского математика Гумфреда Диттона «Истина благочестия Христианского, доказанная Воскресением Иисуса Христа с математической точностью».

Печатное дело в России

Если бы жизненные обстоятельства позволили «корнильевскому детищу» просуществовать до конца XIX века, то несомненно, что в типографских гранках появилась бы периодическая таблица ученого Дмитрия Менделеева, которому издатель Корнильев приходился никем иным, как прадедом, и деятельность которого мог бы подытожить он своей цитатой:

«Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных и государственных».

18 апреля в истории. Первая типография Сибири

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера