В этот день 5 мая 1877 года родился Георгий Седов. Исследователь Арктики. Погиб в попытке достичь Северного Полюса.
Освоение Арктики
Все довоенное десятилетие Советский Союз жил героической мечтой об освоении Арктики. В марте 1938 года только-только закончилась успехом экспедиция «папанинцев», отважной четверки, которая месяцами дрейфовала на льдине. На острове Рудольфа – на одном из ближайших к Полюсу – еще работали пилоты из группы поддержки «папанинцев». Они и сделали неожиданную находку. Старое древко флага. А на нем надпись латиницей: «Полярная экспедиция Седова. 1914 год». Это была самая северная точка, до которой некогда добралась группа старшего лейтенанта Седова. Как ни пытались, могилы самого Георгия Седова поблизости не обнаружили.
Георгий Седов
За 26 лет до того вся Россия узнала о готовящейся экспедиции к Полюсу. Ее инициатор – морской офицер Георгий Седов был фигурой ранее неизвестной, но примечательной. Он родился в многодетной семье обычного рыбака. Только в 16 лет он окончил начальную сельскую школу, но поразительное упорство и тяжкий труд обычным моряком, рулевым, шкипером, привели его в столицу. Уникальный случай – в 24 года выходец из социальных низов поступил в Морской корпус, куда принимали людей «белой дворянской кости».
Подготовка экспедиции
В начале 1912 года опытный моряк, уже ходивший в северных льдах, открыл кампанию по организации первой русской экспедиции к Северному полюсу. Уже в советское время распространилось мнение, мол, царская власть всячески ставила палки в колеса начинанию сына рыбака. На самом деле полярника принимал сам император, и выделил ему 10000 рублей. Остальные же деньги собирали по подписке, благодаря рекламе в издательстве знаменитого Суворина. Успех она имела шумный.
«Я чувствую себя вполне подготовленным для такого большого дела, которое начинаю. Я хочу осуществить мысль Ломоносова – водрузить русский флаг на Северном полюсе!»
Статья, откуда взяты эти слова, называлась пышно: «Как я открою Северный полюс». На самом деле уже три года, как гонку за Полюс выигрывал Роберт Пири. Поэтому собственно российское правительство скептически отнеслось к инициативе. К тому же, подавляющее число экспертов указывало на поспешность подготовки. Седов хотел уже 1 июля отплыть из Архангельска на север. Так скоро серьезных операций тогда не готовили.
И правда, очень многое говорило о весьма посредственной организации. Некий купец Дикин, продавший Седову корабль «Святой великомученик Фока», всячески саботировал отправку, надеясь «выкружить» неустойку. Вместо ездовых лаек полярникам продали партию дворняжек. Гнилое мясо – вместо солонины.
Экспедиция Седова к Северному полюсу
Выдающийся ученый Визе, участник похода, вспоминал:
«Механик Зандер, например, пришел на «Фоку» без пальто, в одном пиджаке, а никакой лишней одежды у нас не было. В этом пиджаке Зандер прожил на «Фоке» два года, в нем же он был похоронен на Земле Франца-Иосифа».
Другой член экспедиции Пинегин вспоминал про Седова:
«Планы его всегда рассчитаны на подвиг».
Поход на Полюс
Сплошным подвигом стали несколько лет пути. Венцом же их была отправка Седова с двумя матросами, Линником и Пустошным, на нартах к Полюсу. Вся команда запомнила речь командира накануне. Больной цингой, изможденный, он явно понимал, что если и дойдет до Полюса, то обратный путь не переживет.
«… одежда износилась, провиант ослаблен работами на Новой Земле, и сами мы не так крепки здоровьем, как нужно. Все это, конечно, не помешает исполнить свой долг. Долг мы исполним».
Трое полярников ушли к Полюсу, а спустя дни вернулись – но только вдвоем, без своего капитана. Линник и Пустошный рассказали, как Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного в архипелаге Франца Иосифа; на руках едва живых матросов, которым и самим чудом удалось вернуться на борт корабля.
Эта смерть не взбудоражила мир. Но в советское время имя старшего лейтенанта Георгия Седова займет центральное место в истории Арктики. Он станет одним из прототипов пропавшего исследователя Татаринова в знаменитом романе «Два капитана». А его могилу будут разыскивать несколько поколений полярников, и, кстати, так и не найдут.