Чистота в мысляхХристос Воскресе, дорогие друзья!

Часто мы связываем с чистотой то, что доступно нашему глазу, внешнему восприятию. А вот внутреннее состояние, особенно процесс мышления, считаем незаметным для других, хотя и применяем выражения: сердечная чистота, душевная чистота. Часто мы испытываем ее силу, когда находимся в кругу доброжелательных людей – мы чувствуем рядом с ними легкость, покой. А с людьми высокомерными, тщеславными, завистливыми нам сразу становится неуютно, хочется быстрее расстаться с ними.

Чистота в мыслях

Каждый человек ежедневно, ежечасно строит цепочку, звенья которой – мысли, слова, действия и поступки – как бы держатся друг за друга. За негативную мысль цепляется нехорошее слово, а за ним следует такой же поступок. Такая цепочка опутывает человека, появляются раздражение, злость, страх. Следом за ними – обида, жалость к себе, гордыня. Таких врагов надо убирать из своего дома! Но как?

Задумчивый мужчина

В первую очередь осознать, что это мешает, вредит. Сила негативной мысли увеличивается, если мы ее принимаем и начинаем оправдывать, подвергать анализу, искать виновника вне себя. Например, мелькнула завистливая мыслишка, и тут же к ней присоединяются подобные мысли-подстрекатели, и появляется «компания» вредителей. И если человек спокойно их принимает, они становятся его хозяевами, а он у них рабом. Если человек понимает, что он хозяин своих мыслей, то с ними справляется и не дает им властвовать над собой.

Мир душевный приобретается скорбями

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою, и редкая – с другими. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем. (Преподобный Серафим Саровский).

Женщина в платке

Духовное здоровье начинается с чистоты помыслов

Архимандрит Иоанн Крестьянкин в книге «Опыт построения исповеди» указывает на учение, которое предлагали святые отцы и Православная Церковь как верный и испытанный веками способ и путь к очищению нашего сердца и сознания от этого засорения помыслами.

Степени овладения помыслами

1. Прилог.

Это всякий простой помысл или представление какого-либо предмета или какая-либо мысль, пришедшая на ум. Прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, пока он не вызывает в нас того или другого к себе отношения.

Задумчивая женщина

2. Сочетание.

Оно наступает тогда, когда мы замечаем предмет или мысль, присматриваемся к ним или, по выражению святых отцов, начинаем с ними беседовать страстно или нестрастно. В этом случае мы не отталкиваем и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его.

Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвальным в том случае, если мы отвергаем его, усматривая его греховность.

3. Сложение, или согласие с помыслами.

Оно бывает тогда, когда к возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать.

В этом случае – два подхода. Мы можем опомниться и, раскаиваясь и исповедуя Богу свой мысленный грех, преодолеть помысл. Другой же подход – не только не противиться помыслу, но и решиться сделать. Это уже – явный грех.

Чистота в мыслях

Четыре действия в борьбе со страстями

На главную страницу сайта - Семья и Вера