Бактериофаги природа + наукаЗдравствуйте, дорогие братия и сестры!

В переводе с греческого бактериофаг означает «пожиратель бактерий». В природе эти микроорганизмы весьма разнообразны и составляют самую крупную из известных на сегодняшний день групп вирусов.

Бактериофаги: природа + наука

В последние годы возрастает интерес к бактериофагам, применяемым в качестве альтернативы антибиотикам. И это неудивительно, и те и другие препараты непосредственно влияют на возбудителей инфекций. Однако антибиотики, как известно, губительно действуют не только на патогенную флору, но и на полезную. Бактериофаги, виды которых различны, действуют избирательно, только на «свою» бактерию, оставляя от нее обломки. Собственно, поэтому ученые и не стали придумывать им названия, ведь проще называть их соответственно бактериям, на которые они воздействуют.

Бактериофаги

С помощью бактериофагов возможно защищать организм от воспалительных процессов, связанных с развитием в нем болезнетворных бактерий. Это надежная и эффективная альтернатива антибиотикам на начальной стадии заболевания, в комплексном лечении или в тех случаях, когда применение антибиотиков противопоказано или малоэффективно.

Действие бактериофагов избирательно

Попадая в организм, они находят «свою» бактерию, проникают в нее и начинают размножаться.

В результате от патогенной бактерии остаются лишь обломки, зато образуются около 10-200 новых фагов. Полный цикл действия фагов, с момента заражения вредоносного микроорганизма до появления потомства –продолжается 15-40 минут в зависимости от его разновидности.

Бактериофаг

Действие бактериофагов строго избирательно, поэтому ученые даже не стали давать им имена, так как намного проще называть их по имени бактерии, на которую они действуют. Наиболее известны стрептококковые, дизентерийные, стафилококковые, колийные, протейные, клебсиелезные и псевдомонадные фаги.

Безопасность и влияние на организм

Средства с бактериофагами абсолютно безопасны и разрешены к применению во время беременности, кормления грудью, нет противопоказании для использования у детей.

Группа вирусов бактериофаги

Виды препаратов позволяют воздействовать как на отдельных возбудителей, так и на несколько сразу. Монофаги воздействуют на несколько штаммов одной бактерии. К комплексным препаратам (поливалентным) относят бактериофаг «Секстафаг», который одновременно способен подавлять активность стафилококков, стрептококков, включая энтерококки, синегнойной и кишечной палочки, протея, клебсиеллы. Кроме того, существует «Интестифаг», предназначенный для лечения кишечных инфекций, он включает сальмонеллезный, брюшнотифозный, дизентерийный, протейный, коли и стрептококковый (подавляющий энтерококки) фаги.

Интересный факт

Одним из первых с явлением бактериофагии столкнулся известный русский, а в последствии и советский врач-микробиолог Николай Федорович Гамалея. В конце XIX века занимаясь теорией и практикой борьбы с заразными болезнями, он одновременно проводил исследования в области микробиологии.

Николай Федорович Гамалея

В 1898 г. Гамалея наблюдал лизис бактерий (сибиреязвенной палочки) под влиянием перевиваемого агента и описал бактериолизины – открытие, подтвержденное спустя 17 лет Туортом и ныне известное как феномен бактериофагии. Предсказанные Николаем Федоровичем «флогогенные вещества», образующиеся в организме при воспалении, были открыты лишь в середине XX столетия. Первопроходец во многих областях знания, Гамалея заложил основы развития науки на десятки лет вперед.

Бактериофаги: природа + наука