Здравствуйте, дорогие дети и родители!
С давних пор люди мечтали о чудесных сапогах-скороходах, путешествовать в которых куда быстрее и приятнее, чем пешком или на лошади. Но лишь в 1763-м году русский мастер Ползунов, а через 20 лет после него англичанин Уатт изобрели первые паровые машины.
Казалось бы, простое устройство двигателя такой машины – кипящая в котле вода толкает поршни, которые вертят рычаг-колесо. Но вместе с тем он способен осилить то, что не сможет осилить целый табун лошадей.
История возникновения паровоза
Прародительницей известной нам машины является тележка. Всё началось именно с неё.
В конце XVIII века французский артиллерист Кюньо придумал «огненную тележку». Она позволяла быстрее перевозить тяжелые пушки на поле боя. В газетах писали, что новое изобретение обладало такой великой силой, что было способно с лёгкостью пробить даже каменную стену на своем пути.
Английские ученые быстро поддержали и развили изобретение солдата. Они придумали первые в мире автобусы – многоместные паровые кареты. Но эти быстроходные машины оказались слишком тяжелыми для обычных дорог. На рыхлой земле они постоянно увязали. А на прочной, каменистой – ломались от тряски. И тогда возникла идея пустить паровик по гладким и прочным металлическим рельсам. Придумал эту замечательную идею англичанин Тревитик в 1803-м году. А через некоторое время его земляки – Джордж Стефенсон со своим сыном Робертом – усовершенствовали изобретение.
Открытие первой в мире железной дороги
Первая в мире паровая железная дорога появилась 27 сентября 1825 года между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном.
А в России такая же железная дорога появилась спустя 12 лет, связав Петербург и Царское Село. А затем рельсовые пути опоясали практически всю планету – от полярных снегов до джунглей знойной Африки.
И не удивительно, что она нашла столь широкое распространение и признание. Ведь она во много раз сокращала время прохождения расстояний. Например, путь от Москвы в Петербург на лошадях занимал целую неделю. А первый поезд смог добраться из столицы в Петербург всего лишь за сутки, а в конце XX это время сократилось и вовсе до нескольких часов. Очень удачным изобретением оказалась железная дорога!
Дальнейшее усовершенствование изобретения
Основным недостатком гигантских паровозов была их чересчур сильная шумность, дымность, высокое потребление топлива и воды. И даже для прочных железных рельсов они оказались тяжеловатыми.
И тогда трудами американских ученых паровой двигатель был заменен на электрический.
Получился электровоз – самая быстроходная из всех железнодорожных машин. Но устройство электрической сети вдоль железных дорог – это довольно сложное и дорогостоящее мероприятие. И её прокладывают лишь там, где много железнодорожных путей.
Для небольших веток был придуман тепловоз – машина с собственной электростанцией, которая работает от мощного дизельного двигателя. Разработали эту машину русские инженеры Кузнецов и полковник Одинцов, в 1905-м году.