Молитва и иконаХристос пришел к людям, стал таким же, как и мы (кроме греха), чтобы быть родным, близким и понятным каждому человеку. Церковь повторила этот путь. Но со временем высокие истины уходят, остается лишь оболочка в виде ритуала, и с этим ничего не поделаешь, это чисто исторический путь развития. Когда мы не имеем Духа, мы цепляемся за оболочку.

Что, разве нельзя обращаться к Богу напрямую, без посредства икон или святых? Есть люди, которые так молятся. Разве нельзя вместо длинных молитв читать короткие? «Господи, помилуй», произнесенное от чистого сердца, может стоить множества славословии.

Молитва и икона

Многие вещи перестали помогать, а начали мешать, через них сложно прорваться. Не зря идут острые дискуссии о языке богослужения.

Я пришел в Церковь взрослым человеком, я помню, как читал перед причастием молитву Симеона Богослова и ничего не понимал, безуспешно пытался сквозь нее прорваться… Потом она стала моей любимой молитвой.

Молитва дома перед иконами

Часто спрашивают, почему икона, призванная быть проводником, становится препятствием? И не приносят ли они больше вреда, чем пользы, особенно приходящим в храм изредка, которые думают, что достаточно приложиться к иконе и все – ритуальное действие совершено. Не думаю, что это приносит вред. Апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». В нашей церкви много такие «тусклых стекол», через которые нам пока приходится смотреть. Та же катапетасма – завеса царских врат – закрывает от нас Бога или нет?

Вот человек пришел в театр, а там занавес, за ним готовят декорации, занимают свои места актеры. Человек ничего не понял, встал и ушел. Занавес был призван помочь ему посмотреть спектакль, поэтому был опущен, пока шли приготовления, но для человека выходит, что занавес ему помешал.

Молится у иконы в храме

Когда во время богослужения Царские врата открывают, то верующие призваны переживать это как символ того, что открылось небо, и Бог сошел на землю, воплотившись в Спасителе, Иисусе Христе. Так же и икона для кого-то, будет занавеской, «тусклым стеклом», которая будет скрывать от него Бога. Но весь символизм православного богослужения, как и духовного пути в целом – это последовательное восхождение. Во время литургии происходит Малый вход, Великий вход, открывается церковная завеса, мы словно поднимаемся на небо. В высшей точке этого священнодействия причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы не сможем подняться, если не будем восходить.

Причащение в храме

Ступень тоже может показаться препятствием, но когда ты его преодолеваешь, то оказываешься чуть выше. Без препятствий нет духовной жизни, мы сами себе их придумываем. Я считаю, что вся эта обрядово-символическая сторона помогает увидеть Бога.

Протоиерей Максим Первозванский

Молитва и икона

Иконы в доме

На главную страницу сайта - Семья и Вера