В этот день 22 июля 1895 года родился Павел Сухой. Выдающийся советский авиаконструктор.
Павел Сухой
Удивительный факт. Павел Сухой – единственный из пяти самых известных авиаконструкторов, который так и не стал академиком. Между тем, Антонов, Ильюшин, Туполев и Микоян считали Павла Осиповича самым прогрессивным ученым. Он – один из первых среди других конструкторов, находивший решения, «определявшие профиль современных самолетов». Сам же конструктор скромно отзывался о себе, как о «рядовом авиации».
Событие, определившее судьбу
Авиация пришла в Россию в начале XX века, и сразу захватила умы молодых авантюристов. Павел жил в провинциальном Гомеле. А тут в 1910 году к ним в город прибыл Сергей Уточкин, один из первых воздухоплавателей страны, устроитель первых «авиашоу». Увидев в Уточкина, Сухой просто влюбился в небо.
И теперь после гимназии его дорога пролегла в Москву, вперед, учиться авиационным премудростям. Кроме университета Сухой записался в кружок знаменитого Жуковского. Там он познакомился с еще одним будущим мэтром авиации – Андреем Туполевым. Под руководством Жуковского они вместе участвовали в проектировании аэродинамической трубы. Но мечта отдалилась, когда юношу призвали в армию.
Инженерная и конструкторская деятельность Сухого
Потом всю страну придавила послевоенная разруха, и Павел вновь к своей мечте подступил лишь в 30 лет. Тогда он начал работать чертежником в ЦАГИ – институте, куда желали попасть все молодые конструкторы страны. Наставник Сухого – давний товарищ, а теперь начальник первого авиационного КБ – Андрей Туполев. Первая же самостоятельная задача для новичка говорит об оценке его способностей – Сухому выделили бригаду инженеров с поручением разработать первый цельнометаллический истребитель. Самолет к тому же должен был превзойти зарубежные аналоги. Всего за полтора года появилась машина И-4, отвечавшая всем требованиям. Летчик-испытатель Громов опробовал истребитель первым:
«… я проделал на нем многие фигуры высшего пилотажа. Хорошая была машина, маневренная и очень легкая в управлении».
Самолет приняли в серию.
В следующих разработках уже начал проявляться, как назвали бы сейчас, инновационный подход конструктора. При создании истребителя И-14 Павел Осипович предложил убирающиеся в полете шасси, масляно-пневматическую амортизацию, тормозную систему колес, фонарь, закрывающий кабину летчика, гладкую обшивку фюзеляжа. Идею с шасси коллеги находили очень опасной, но Сухой настоял, и Туполев одобрил. Сухой не первый, кто предложил это в СССР, но его машина стала первой серийной. Следующая задача – самолет РД – «рекорд дальности», он же АНТ-25. И правда, мировой рекорд дальности установлен, больше 12 тысяч километров.
В 1939 году началась самостоятельная карьера – Сухого назначили главным конструктором своего КБ. Сначала в Харькове, потом в Подмосковье, в Подлипках. А настоящие революционные достижения пришлись на пору после войны. Самолет СУ-7 – истребитель с реактивным двигателем, вдвое превысил скорость звука и установил рекорд – 2170 км/час. И снова – внушительный перечень новшеств: стабилизатор с изменяемым углом установки, мягкие баки для топлива, стартовые пороховые ускорители, катапультируемое сиденье летчика, тормозной парашют – это только часть новшеств, которые применяются до сих пор, спустя больше 60 лет.
Павел Осипович трудился до самой смерти. В 1975 году – подкосил приобретенный на фронте Первой Мировой войны туберкулез. За годы деятельности он лично руководил работами по созданию почти 30 различных самолетов. Некоторые из них не взлетели, не пошли в серию, но Сухой не боялся экспериментов и ошибок.
Сегодня ОКБ Сухого готовит к производству единственный в стране истребитель пятого поколения – СУ-57. Есть свои проекты в сфере гражданской авиации. Почти полстолетия, как конструктора нет в живых, а его бюро до сих пор выдает передовые авиационные решения.