Евангельский закон растворен в правилах и обычаяхСамопознание – неотъемлемая часть жизни человека. Когда начинаешь познавать себя, то возникает и следующий вопрос: трудно ли бы собой?

Опасное занятие самопознания

Апостол Павел пишет Тимофею, что это занятие опасное. Опасно, но полезно. Может быть, там внутри живет опасное чудовище, а может внутри ты белый и пушистый. Это большая серьезная проблема. Этим занимаются психологи.

Всегда ли нужно быть собой, если понимаешь ты не прекрасный, у тебя есть плохие качества, и ты плохо поступаешь с людьми?

Вообще любой человек должен признаться, что он не очень хороший человек. Возникает чувство стыда перед собой. Как мне вести себя? Здесь помогут правила этикета и мораль.

Задумчивый мужчина

Что означает, когда у человека наколки по всему телу: то у дедушки, то у молодежи. Даже сам не может прочитать, что там написано. Это самовыражение – фиолетовые волосы пол бритой головы. Современная культура, предчувствует, что человек слишком ничтожен, и он больше ничего не сделает. Музыку не напишет, стих не напишет и не подтянется на турнике 140 раз. Он не будет мучить себя, чтобы сделать что-то великое. А пойдет и проколет себе ухо, навешает туда гайки.

Общественная мораль

Если я знаю изнутри, что я не очень хороший человек, мне нужно следовать морали. Для этого есть мораль общественная. Если мы начнем быть какими мы есть, то из нас повылазит все, что внутри у нас есть, все эти обезьяны. И мы скажет что это? Если мы знаем свои отрицательные черты, то должны загнать себя в рамки общественной морали, а она у нас христианская.

Мужчина в храме

До сих пор наша общественная мораль несет на себе сложнейшую и священнейшую мораль христианской нравственности. Уступить место, поприветствовать, порадоваться счастью ближнего или соболезновать горю. Это растворенные в морали заповеди.  Есть ведь заповедь, с радующимся радуйся, с плачущим плачь. Вот мы и пытаемся. Хотя эгоистичное сердце наше не плачет, но мы заставляем себя оказывать эти знаки внимания. Если получается, то хорошо. Праведнику не нужен закон. Он и так знает, что здесь нужно помочь, здесь нужно порадоваться – он не перепутает. Но грешнику нужны законы, в виде морали привычек и так и далее.

Мужчина на фоне храма

Сдерживающая функция христианства

Поэтому там, где мы знаем, что мы не хороши, к нам на помощь приходит все еще консервативная, все еще христианская, все еще человеколюбивая мораль, которая сдерживает нас, говорит так нельзя. Почему христианская Церковь всегда считается  консервативной. Потому что она выступает за сдерживание общества в рамках принятого евангельского закона, растворенного в правилах и обычаях. Мы консерваторы, мы не хотим переворачивать мир, мы хотим, чтобы небо было на небе, земля на земле, мы хотим, чтобы дети были невинные, а старики мудрые, мы не хотим, чтобы дети были развратные. Это наша функция, она помогает нам внутри нашего общества сохранить некий лик, образ приличности, когда большинство из нас представляет из себя некое чудовище, запертое в клетке.

Мужчина возле храма

Вот убери ГАИ и мы через три дня завоем: верните ГАИ, потому что на дорогах столько аварий будет, биться машины будут и на дорогах и на перекрестках, страшно будет сесть в такси. Нужен закон, нужен порядок. Уступи дорогу – что это? Это моральный принцип. Если сам не понимаешь тебе знак. О том, что у нас внутри страшно, не все знают. Христианство обладает такой страшной силой возвещать человеку неприятные тайны. Он говорит ему, ты ужасен. Но как в сказке про аленький цветочек, когда тебя поцелует Бог, ты станешь прекрасен. Но в принципе мы изначально ужасны. Это первая ступенька знаний, которая открывается человеку. Поэтому мораль, культура, законы, обычаи хранят нас от хаоса, который всегда хуже. Чем гадки революции? Они вскрывают все склепы, все барьеры, все рубежи и высвобождают хаос. И тогда жизнь превращается в нечто страшное.

Протоиерей Андрей Ткачев

Евангельский закон растворен в правилах и обычаях

Православие и нравственное воспитание гражданина

На главную страницу сайта - Семья и Вера