16 августа в истории. Иван БилибинВ этот день 16 августа 1876 года родился Иван Билибин. Художник-иллюстратор. Автор неповторимого «сказочного» стиля.

Иван Билибин

«Когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием был Иван Яковлевич Билибин», – вспоминал коллега по искусству и друг Владимир Левицкий.

О своем мастере по рисовальной мастерской и Академии Художеств сам Билибин всегда отзывался с уважительным восхищением:

«Бывают художественные группы, грозди цветов, где каждый отдельный художник является отдельным цветком, но чтобы иметь представление обо всей грозди, надо взять всю совокупность. Бывают и отдельные крупные цветки, говорящие сами о себе, и таким цветком был Репин».

Иван Билибин

Билибинский стиль живописи

Если приглядеться к билибинской манере живописи, то в ней можно разглядеть мотивы его учителя, например, в маститой фигуре купца, напоминающего вольного казака с картины Репина. Но плох тот ученик, который не мечтает стать выше учителя.

Билибин получил мировую известность, выбрав уникальное художественное направление, замешанное на русском фольклоре, лубочных картинках. Началось же все с выставки Васнецова.

«Сам не свой, ошеломленный ходил я… Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа», – сообщил он в мемуарах.

Художни-иллюстратор Иван Билибин

Творчество Ивана Билибина

Так появились иллюстрации к русским народным сказкам о «Иване-Царевиче и сером волке», «Марье-искуснице», «Русалочке» Андерсена, сказкам Пушкина. За верность народной традиции, твердость линий, коллеги прозвали художника «Иваном с железною рукой».

«Железная рука» работала над любой книгой необыкновенно тщательно. Не только над иллюстрациями, над всеми декоративными элементами: шрифтом, орнаментом. Искусной становилась реклама, созданная его рукой, плакаты, адреса и афиши. Он творил в геральдике, где для батюшки царя был придуман символ монархии – вариант двуглавого орла, который сегодня украшает аверс российских монет. Восхитительно работал в театральных мастерских, где для опер Римского-Корсакова и балетов Стравинского разрабатывал эскизы и декорации. Наконец, отдельная ипостась – религиозные работы, вроде оформления убранства церкви в Каире. К тому моменту уже наступили смутные революционные годы, и Билибин эмигрировал в Египет. От источника местной культуры он тоже почерпнул немало, что нашло свое место в иллюстрациях арабских сказок.

Иллюстрации Ивана Билибина

«Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные… кварталы Каира… Мне казалось, что передо мной ожила одна из страниц «Тысячи и одной ночи…», – так писал Иван Яковлевич.

Но живя на чужбине, Билибин никогда не забывал о Родине:

«Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны».

Вернувшись обратно в Ленинград, декоратор создал панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже. Возвращение вышло триумфальным. Билибину присвоили степень доктора искусствоведческих наук, он с успехом трудился до самой войны и начала блокады Ленинграда.

«Микула Селянинович»

Отказавшись эвакуироваться, Билибин работал до последнего, демонстрируя осунувшимся от голода гостям свои рисунки или «египетские фотографии». Одна из подруг детства вспоминала, что в эскизах или придуманных Билибиным сказках «всегда говорилось о солнце, о весне, о светлых мечтах и о вдохновленных героях…» Последние дни мировой знаменитости были меньше всего похожи на сказку. Сказкой остался сам художник. И его работы.

16 августа в истории. Иван Билибин

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера