Мир Вам, дорогие посетители православного сайта о семье и вере!
С 14 августа до 27 августа православные верующие несут подвиг Успенского поста. Успенский пост – пост очень короткий, но по строгости устава похож на Великий пост. «По внутреннему ощущению христианина этот пост – время, когда Церковь призывает нас собраться всем вместе на молитву» – говорит протоиерей Максим Первозванский.
Успение Пресвятой Богородицы
Последний праздник церковного года – День Успения Пресвятой Богородицы – один из самых главных двунадесятых праздников Русской Православной Церкви, его ещё называют летней Пасхой. Традиция празднования Успения установилась отнюдь не сразу, а к восьмому веку.
Когда мы вспоминаем кончину Пресвятой Богородицы – не скорбим, а именно празднуем. Лишь в отношении Божией Матери мы употребляем не «преставление», а «успение».
В день Успения апостолы, ушедшие проповедовать в разные концы земли, собрались у Её одра для того, чтобы почтить Матерь своего Учителя.
В чем смысл воздержания Успенского поста?
От чего стоит воздержаться в этот период, не только в еде, но и в ежедневной жизни.
Церковный новый год не совпадает с гражданским, и отмечается 14 сентября по новому стилю. И последним постом церковного года является Успенский. Этот пост начинается всегда 14 августа и заканчивается 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы. Отсюда и название поста – Успенский. Дата начала поста тоже фиксирована – 14 августа. На этот день приходится праздник изнесения, то есть выноса Креста Господня. Церковь вспоминает избавление в 9 веке Константинополя от чумы. Эпидемия прекратилась после крестного хода, во главе которого несли Крест Христов. В народной традиции изнесение креста именуется также Медовым Спасом. Именно на этот день в древности приходилось начало сбора мёда.
История установления Успенского поста
Успенский пост готовит нас к празднику Успения Божьей Матери. Церковь не только вспоминает событие кончины Пресвятой Девы, но молится Ей о помощи и духовном заступничестве. Умерев, Богоматерь душой и телом была вознесена Своим Сыном Иисусом Христом на Небо и теперь предстоит Престолу Божию.
Успенский пост длится две недели. Но не всегда это было так. Первоначально он был частью большого летнего поста, который соблюдали те, кто не смог воздерживаться в пост Великий. В конце первого тысячелетия большой летний пост разделили на две части. Одной из них стал Успенский. По строгости пищевой составляющей он похож на Великий. Православные христиане, готовясь к празднику Успения, не вкушают даже рыбы. Исключением только является день Преображения Господня.
Однако еда естественно не является определяющей частью Успенского поста. В течение этого периода православные христиане призваны делать больше добрых дел, а также бороться со своими греховными привычками. Жизнь христианина должна приблизиться к духовному идеалу, который явила людям Пресвятая Богородица.
Зачем и как поститься?
Вроде недавно Петров пост закончился. И вот уже Успенский.
Насчет Петрова поста стоит сказать, что издревле он был для тех, кто не смог держать пост Великий. Но наша монашеская традиция, которая главенствует в Церкви, в какой-то момент решила установить этот пост как общеобязательный. Лучше больше поститься, чем меньше поститься.
Успенский пост приходит в жизнь Церкви довольно поздно. Примерно с 5-ого века, когда в Церкви возникают мариологические вопросы. Это 431 год, Эфессский собор или Халкидонский собор, когда Церковь постепенно начинает по-другому осмысливать свое отношение к Богородице.
Успенский пост такой же строгий по уставу как Великий. И, как и любой пост, Церковь никогда не воспринимали Успенский пост именно в категориях еды. Вообще традиция поста идет к нам из Средиземноморья, где рыба была дешевле мясной пищи. Пост вообще невозможен без молитвы и милостыни. Постясь, мы не только плоть свою приводим в нормальное состояние, но и тратим меньше на еду, отдавая сэкономленное нуждающимся. При этом пост никогда не превращается в диету. Разница очень большая. Во время поста христианин ради Бога солидаризируется со всей остальной Церковью. Хоть и не просто, но христианин старается отказаться от любимых блюд из скоромной пищи. Но существует колоссальное количество людей, которые могут поститься очень легко, которые просто не едят мяса, которые вообще не придают большого значения еде. И здесь мы можем задуматься, а что мы Богу можем принести? И становится понятно, что пост – это время творчества для христианина. Например, человек зависим от телефона. Вот в пост такому человеку хорошо бы отказаться не от мяса, а от телефона. Лучше бы его меньше брал в руки. Нужно быть очень честным перед самим собой, понимая, от чего ты зависишь. Пост – это ведь не механизм какой-то. И вообще, Церковь не о том, что можно и нельзя. Господь говорит: «Вот вам свобода, но вот вам и ответственность».
Что мы можем принести в жертву Богу?! И, конечно же, каждый человек знает свою «ахиллесову пяту», в чем он слаб. Такой подход к посту намного сложнее. Гораздо легче следовать какому-то алгоритму: что есть можно, а что нельзя; что делать можно, а что нет.
Супружеская близость в пост
Существует миф, что дети, зачатые во время поста, обречены родиться больными или несчастными. Но этому нет никаких подтверждений: ни в посланиях апостолов, ни у святых отцов. Чудо рождения – это чудо появления нового христианина. Потому что, если бы рассуждали о том, что дети, зачатые в пост какие-то неправильные, то в Церкви уже давно существовала бы каноническая норма о том, что таких детей нельзя крестить. Но невозможно кого-то не допустить к крещению.
Поэтому, безусловно, ребёнок, зачатый в пост или не в пост, не может нести эту плохую информацию из прошлого.
Церковь особо не устанавливает каких-либо ограничений о зачатии детей в пост. И супружеская близость в пост в принципе нигде не регламентирована. Но в Священном Писании сказано, что действительно супруги по взаимному согласию могут усилить свой пост, удаляясь от супружеской близости.
Время Успенского поста нужно провести так, чтобы пост не пошел во вред. Не вознести себя до уровня праведников в своей гордыне и не обидеть ближнего. Пусть будет по любви и в любви к Богу и ближним.