Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Обычно когда говорят о добродетелях, то относят их больше к душе. А когда говорят о целомудрии, то её чаще всего соотносят с телом. Но существует взаимосвязь между телом и душою, душою и телом.
Что такое духовный блуд? На этот вопрос отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Неправедные Царства Божьего не наследуют
Первое послание к Коринфянам (6:18): «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела». Прочитав этот текст, мы начинаем рассуждать, что блуд, прелюбодеяние, извращения это то, что связано с телом. Но тело рано или поздно умрет. Но как же тело может осквернить, испачкать душу, если тело и душа – это некие противоположности. Плоть – дух, дух – плоть. Как сказано в Писании, что дух противится плоти, как некая противоположность плоти; а плоть противится духу, как некая противоположность духу.
Но в то же время в первом Послании к Коринфянам читаем: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники – Царства Божия не наследуют». И казалось бы, если блуд, прелюбодеяние и т.д. – это движение тела, то как это может быть препятствием для вхождения души в Царствие Божие. Насчет идолопоклонников понятно, это грех против веры. Почему же плотские преступления оскверняют душу, которая является духовной, не материальной.
Какая же существует взаимосвязь между деяниями плоти и состоянием духа? И что подводит плоть, или что подводит нашу душу?
Блаженный Августин пишет: «Разве не надлежит тебе превосходить жену в добродетели, и разве целомудрие не добродетель. Так почему ты уступаешь первому же нападению похоти, и дозволяешь своему пожеланию жены восторжествовать над собою».
Итак, целомудрие – это не есть только сдерживание тела, само по себе оно добродетельно. Ибо, не сдерживая тело, мы губим душу, а грех – это произволение души, прежде всего, ибо тело пребывает в послушании у нашего духа. А если бы вина падала на тело, то она косвенно падала бы на Создателя тела, каковым является Бог. Но в то же время мы знаем, что когда Бог создал всё, то было сказано, что всё было хорошо весьма.
Таким образом, слово «целомудрие» понимается в двух основных смыслах. Во-первых, в прямом смысле, когда осуществляется несогласие с чувственными позывами. Целомудренный человек от этого уклоняется. Во-вторых, целомудрие употребляется в метафорическом смысле, в духовном смысле. Поскольку, если человеческий ум наслаждается духовным единением с тем, чем ему приличествует быть в единстве, а именно с Богом и Церковью. И воздерживается от наслаждения единением с другими вещами. Таким образом, мы видим, что это духовное явление.
Целомудрие, воздержание как добродетель веры
Первоверховный апостол Павел во втором послании к Коринфянам пишет: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2-е Кор. 11:2-3). Таким образом, мы видим, что есть духовный аспект нецеломудрия, когда душа, которая должна быть невестой Христу, изменяет Христу, Жениху. И такой блуд наиболее опасный и ужасный. В книге пророка Иеремии мы находим такие слова: «Говорят: “если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?” А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь».
Таким образом, мы видим, что есть неверность плотская, когда муж изменяет жене, жена – мужу. Но есть и неверность души, которая должна быть невестой Христа, Христу – Вечному Жениху. И в книге Откровения Иоанна Богослова говорится о духе отступления от Христа Жениха многих верующих последних времен, которые в своей консолидации друг с другом будут составлять не тело Христово, а единое тело Вавилонской блудницы. То есть некого сообщества, которое начав как христианское, переродилось и проявило неверность по отношении ко Христу.
И это должно подталкивать нас к мысли, что есть целомудрие, воздержание не только плотское: когда мы не позволяем себе прикоснуться к кому-то, посмотреть с вожделением. Но должно быть целомудрие духовное, чтобы ты не проявлял любопытство к тому, что не составляет часть твоей веры. Чтобы ты не смотрел с вожделением на какие-то книги, которые не выражают веру наших отцов. Чтобы не интересовался заблуждениями других людей. Что говорится в книге Откровений о неверной невесте, которая переродилась в блудницу: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим».
Эта та неверная, которая будучи невестой изменила жениху и превратилась в блудницу. Что значит с семью головами? Эти головы восстают против Таинств и благодати церковной, которая тоже запечатлена в число семь. Десять рогов бодаются с заповедями Божьими против нравственных истин десятисловия. И облачение этой женщины в порфиру и багряницу свидетельствует о том, что она царствующая. При этом внешняя форма как бы сохраняется: золото, драгоценные камни, золотая чаша, но всё это наполнено мерзостями и нечистотой. Вот во что можно превратиться неверная невеста, если мы, православные христиане, не будем дорожить целомудрием веры. Как существует целомудрие для тела, когда мы не позволяем себе определенных действий, даже взглядов, даже помыслов, есть целомудрие для души. И целомудрие в этом смысле является общей добродетелью, поскольку всякая добродетель удаляет человеческий ум от наслаждения незаконным соитием и единением. Чтобы избежать единение с еретиками, сказано, что кто приходит и не приносит сего учения того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Так учит апостол любви Иоанн Богослов.
Однако сущность такого целомудрия состоит по преимуществу в любви и других теологических добродетелях. Есть три основные теологические добродетели: вера, надежда и любовь. Без веры никто не может угодить Богу, истинная христианская надежда и любовь.
Религиозное целомудрие веры обнаруживает единение с Богом, Христом в Его теле – Церкви.
Блаженный Феодорит в книге «История боголюбцев» рассказывает, как для пользы Церкви блаженный Афраат оставил уединение и пришел в город для утверждения жителей в православии. Хотя, казалось бы, что целомудрие отшельника не позволяет ему покидать уединение, идти в город, где очень много соблазнов. Но он думал не только о целомудрии собственного тела, но он думал о целомудрии веры людей, о которых он услышал, что не все нормально. В те времена отшельники не покидали своих убежищ. Поэтому это был неординарный поступок. Он ревновал о целомудрии веры.
Евсевий Кессарийский, отец церковной истории, рассказывает как однажды Иоанн Богослов пошел мыться в баню со своими учениками. Но он узнал, что в этот же самый момент в этой общественной бане мылся известный еретик. Иоанн Богослов бегом бросился из этой бани, чтобы сохранить целомудрие веры. Потому что духовный блуд хуже плотского. Ибо, если человек, не дай Бог, согрешит плотски, он может пойти на исповедь, получить разрешение грехов, понести епитимию. Но если человек впал в духовный блуд, то для него недоступны ни исповедь, ни причастие. Ибо не сохранил целомудрие веры.
Господи защити нас.
Спаси Господи и сохрани.