Здравствуйте, дорогие родители!
В статье идет речь о добродетелях, которые надобно воспитывать в детях, чтобы они стали поистине счастливыми людьми. Священномученик Владимир Богоявленский обращает внимание родителей на основные качества, которые способствуют духовному развитию детей. Предостерегает от душепагубного влияние зависти, невоздержанности и других страстей, которые с малолетства могут гнездиться в душе человека.
Чтобы дети были счастливы. Послушание
Главною и основною добродетелью каждого благовоспитанного дитяти, без сомнения, должно быть послушание… Если родители хотят иметь послушных детей, то с самого младенчества они должны подавлять их самолюбие, своеволие… Если крик ребенка проистекает из каприза или самолюбия, то уступчивость и потачка при этом были бы очень вредны.
Не из страха пред наказанием должны они сказывать родителям полное послушание, но из любви к ним; они должны избегать своеволия единственно потому только, чтобы не оскорбить этим своих родителей.
Любовь порождает взаимную любовь. Ваши дети тогда только будут любить вас, когда они почувствуют и увидят, что вы их искренне любите.
Правдивость
Во всем показывай в себе образец (Тит. 2, 7). В этих словах апостол Павел намечает вам самое важное средство к воспитанию ваших детей в послушании. Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особой настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. После послушания этой добродетели нужно предоставить второе место. Если ложь – корень всякого порока, то правда – начало именования всех добродетелей
Чувство истины вложено в сердце дитяти Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить. А это лежит главным образом на обязанности родителей. Как же могут они это сделать? Двояким образом, а именно: 1) тем, если с колыбели будут насаждать в своих детях глубокое благоговение и любовь к истине, и 2) тем, если с этого же времени будут развивать в них глубокую ненависть ко лжи.
Дитя должно потому любить истину, правду, что Бог, Который есть вечная и неизменная истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что Он ненавидит всякую ложь.
Воздержанность
Главный недуг, которым страдает наше время, – это неудержимая, с каждым годом и днем распространяющаяся страсть к наслаждению. Все хотят хорошо жить и только наслаждаться. Если вы, христианские родители, хотите, чтобы ваши дети были счастливы, то старайтесь подавлять в них эту неудержимую страсть к наслаждению. С малолетства надо приучать детей к умеренности, к воздержанности, к самоограничению или к самоотвержению. Не изнеживайте детей, но всеми мерами укрепляйте их телесный организм. Дети нежного воспитания имеют большею частью слабое, болезненное телосложение, в болезненном изнеженном теле живет по большей части и больная душа… Тело, закаленное при благоприятном воспитании в трудах и лишениях, представляет хорошее орудие для совершения различных подвигов и добродетелей.
Приучай их кое в чем себе отказывать. На просьбу или требование со стороны дитяти иногда необходимо тебе отвечать словом «нет», и если раз сказано это слово, то непременно нужно при нем и остаться, и пусть при этом не колеблют тебя ни ласковые просьбы, ни капризы и упорство дитяти. Особенно не следует терпеть в дитяти упорства. И нет сомнения, что детям полезно отказывать не тогда только, когда они просят чего-нибудь вредного, невозможного, но и тогда, когда они просят чего-либо позволительного.
Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению.
Стыдливость
В ряду добродетелей, которые должны быть присущи всякому благовоспитанному дитяти, не последнее, а одно из первых мест занимает чувство стыда, или стыдливость.
Чувство стыда, так же как и чувство истины, прирождено каждому ребенку. Задача родителей и воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить.
Всякое нарушение стыдливости есть тяжкий грех… Не смотрите на подобные поступки как на невинные, но подвергайте ваших малюток строгим взысканиям, когда замечаете в их действиях что-либо бесстыдников. При этом, конечно, нет нужды входить в какие-либо многословные объяснения и наставления: это было бы совершенно излишне и могло бы принести скорее вред, чем пользу. В таких случаях довольно одного серьезного замечания, одного краткого предостережения. Если, например, малютка по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря ни слова. Если же более или менее взрослое дитя примет неприличное, противное чувству стыда положение, то скажи ему серьезно: «Ах как это дурно! Кто так делает? Впредь чтобы этого не было! Подумай, хорошо ли это? Ведь на тебя в таком виде смотрят Бог и святой Ангел Хранитель» или что-либо подобное.
Если после неоднократных таковых замечаний не последует исправления, тогда необходимо построже наказать его…
Любовь к чистоте
Чтобы дети были поистине чисты и невинны, вы должны научить их любить чистоту и невинность ради Бога и ради же Бога питать отвращение к нечистоте и нецеломудрию, так как насколько приятна Богу добродетель целомудрия, настолько мерзок и отвратителен для Него порок нецеломудрия…
Страх пред вездеприсутствием и всеведением Бога и постоянное памятование об Ангеле Хранителе будут лучшими стражами невинности и целомудрия детей.
Все, чего хотите вы от людей, должны делать и для людей
Очень распространенный между детьми и не менее гордости и скупости опасный порок – это зависть или недоброжелательство к ближним. Прежде всего старайтесь подавлять зависть в сердцах детей своих при самом первоначальном ее проявлении… Детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают.
Обратная сторона зависти есть злорадство, которое очень замечается у детей. Оно может точно так же обнаруживаться в различных формах. Если дитя смеется при наказании другого, желая тем причинить ему еще более скорби, то справедливость требует подвергнуть такому же наказанию и его.
Не следует потворствовать наушничеству и дозволять, как говорят, «выносить сор из избы», так как это имеет источник свой большею частью в ненавистном и недоброжелательном сердце и приучает малюток к клевете. Не вызывай сам зависти у твоих детей.
Родителям не следует иметь между своими детьми никаких так называемых любимцев.
Не учи детей твоих отвратительному пороку зависти своим собственным примером. Учи детей ненавидеть порок зависти прежде из религиозных побуждений.
Зависть есть отвратительный порок; однако не это должно быть главным побуждением избегать» ее. Зависть есть глупый порок, потому что она не приносит завидующему никакой пользы, напротив, один только вред, так как он отравляет ею только свою собственную жизнь; но и не это одно должно побуждать вас предостерегать своих детей от зависти. Они скорее должны избегать ее потому, что она запрещена Богом, потому, что она есть отвратительнейший грех пред Богом.
Насколько греховна пред Богом зависть, это вы можете доказывать вашим детям, указывая на то, что она происходит от диавола. Он принес ее в мир, когда позавидовал блаженству Адама и Евы, которым они наслаждались в раю. Добродетель, противоположная пороку зависти, есть искренняя, сердечная любовь к ближним, та любовь, которая всегда поступает по словам Спасителя, все, чего хотите вы от людей, должны делать и для людей (Мф. 7, 12). (Священномученик Владимир (Богоявленский)).
Что нужно для детского счастья?