В этот день 20 сентября 1854 года произошло сражение на реке Альма в Крымскую войну.
Крымская война
Крымская война начиналась с нескольких больших побед над Турцией, но потом против России выступила коалиция почти всей Европы – во главе с Англией и Францией. Летом 1854 года огромный флот вошел в Черное море. Его целью был Крым.
В начале сентября рядом с Евпаторией начал высаживаться десант войск союзников. За несколько дней в Крым прибыло больше 60 тысяч солдат.
Россия не могла ему препятствовать, в черноморском флоте были только парусные суда, тогда как у Англии и Франции уже были паровые корабли. Об их количественном превосходстве говорить нечего. Русские суда затопили на входе в городскую бухту, чтобы неприятель хотя бы не мог в нее вплыть.
Позиция русской армии у реки Альма
Командующий войсками генерал Александр Меньшиков – правнук петровского сподвижника – решил сдержать врага на подступах к Севастополю. Он выбрал для этого местность у речки Альма – холмы, с которых можно было обстреливать неприятеля. Плюс врагам, чтобы достичь русских позиций, надо было перейти реку. Однако и царскую армию, которая и так было в два раза меньше англо-французской, растянули на несколько километров. Вряд ли это было продуманным решением.
Насчет Меньшикова уже тогда многие высказывались скептически: он был и генерал-адъютантом, и адмиралом, и морским министром, и даже генерал-губернатором Финляндии. При этом именно ему в вину ставили отсутствие у России современного флота и вооружения.
Перед сражением Меньшиков был максимально уверен в победе. Он даже приглашал севастопольцев на близлежащие холмы понаблюдать за сражением и героизмом наших солдат. В итоге англичане и французы в шоке наблюдали, как перед битвой горожанки приезжают и рассаживаются, как на пикнике. Среди подчиненных Меньшикова настроение было еще более радостным. Командующий левым флангом генерал Кирьяков бравировал:
«Не беспокойтесь, ваше сиятельство! Шапками закидаем неприятеля!»
Сражение на реке Альма
С другой стороны фронта – командующие из Англии и Франции – до поры демонстрировали редкую несогласованность. Французы рано утром уже пошли в атаку на левый фланг, англичане на правом еще только собирались. В итоге ушедшие вперед войска генерала Боске просто остановились и сделали перерыв на кофе. Русские этим никак не воспользовались – к полудню не было сделано ни единого выстрела.
Правда, потом последовало поражение. У союзников было и численное превосходство, и техническое. У них было больше тяжелых орудий и превосходство в штуцерах – нарезных винтовках, стрелявших дальше и точнее гладкоствольных. Храбрость у русского солдата пала перед численным и огневым превосходством. Через пару часов царские войска начали отступление.
«Французские стрелки беспрепятственно взбирались уже на оставленную генералом Кирьяковым позицию и открыли по нас штуцерный огонь. Проскакав еще некоторое пространство, мы встретили генерала Кирьякова в лощине, пешего, и на вопрос, где же его войска, он ровно ничего не мог ответить, кроме обличавших не совсем нормальное его состояние и не относящихся к вопросу слов, что «под ним убита лошадь!», – так писал в воспоминаниях начальник штаба Меньшикова генерал Вунш.
Российская армия потеряла около 5000 убитыми, союзники – немногим меньше. Но англо-французские войска заняли доминирующую высоту – Телеграфный холм – и доставили на него пушки. Защищать позиции было уже нельзя.
Союзники не воспользовались отступлением русской армии в Севастополь. Генералы из Англии и Франции думали, что сражались только с авангардом. В итоге преследования не было, а русские войска получили время для укрепления города. Впереди были 349 дней героической обороны Севастополя.