11 октября в истории. Владимир МясищевВ этот день 11 октября 1902 года родился Владимир Мясищев. Известный авиаконструктор.

Владимир Мясищев

В 1937-1938 годах по всем конструкторским бюро будто прошла какая-то эпидемия. Инженеры, руководство, главные конструкторы уходили с работы и не возвращались. На самом деле их забирал НКВД. Арестовали Туполева, Стечкина, Королева, Петлякова, Мясищева. Биографы последнего пишут, что ему повезло. По-видимому, никого не оговорил, но чистосердечно признался в антисоветской деятельности и вредительстве. Впереди его ждала тюрьма, буквально набитая его коллегами.

Владимир Михайлович Мясищев

Деятельность Мясищева

Владимир Михайлович родился в весьма состоятельной семье в Российской империи, поэтому иностранные языки он знал с детства. Английский, польский, французский. Это очень поможет ему после окончания вуза на работе в Туполевском КБ, главном мозговом центре советской авиации. Во многом благодаря его языковым способностям Мясищева направят в США. Там он будет готовить самолет марки «Дуглас» к лицензионному производству в СССР, под именем Ли-2. И это ему удастся. Скажем, его коллеги в Европе достигнут в этом гораздо меньших успехов. Но первые Ли-2 в небе он увидеть не успел. Сел в тюрьму – за ним пришли в 1937 году.

Деятельность под арестом и после освобождения

Как мы и сказали, в заключении Мясищев встретил буквально весь цвет советского самолетостроения. Туполев, Петляков – раньше он работал с ними на свободе. Теперь их кабинеты оказались перенесены в печально известную «шарагу», конструкторское бюро для зэка. Официально это место называлось ЦКБ-29. Располагалось оно в Москве. Ночью инженеров содержали под охраной на самом верхнем этаже, днем спускали вниз, за кульманы. Теперь их работу курировал НКВД.

Владимир Мясищев

Сидельцев освободили, как только грянула война. Мясищев еще в тюрьме начал работу над интересным проектом дальнего бомбардировщика ДВБ-102. Позже он получил за него государственную премию. Но главный его вклад в победу – самолет Пе-2. Эта модель – изначально авторства его старшего коллеги Петлякова, однако тот погиб, и самолет пришлось доводить до ума Мясищеву. Во многом благодаря ему Пе-2 станет самым массовым пикирующим бомбардировщиком войны. А его модификация окажется просто непревзойденной по скорости. За этими самолетами не могли угнаться даже истребители противника.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Второй серьезный прорыв конструктора Мясищева связан с корейской войной. Оттуда стали приходить сообщения о том, как советские реактивные истребители МиГ-15 воцарились в небе.

«В 5 воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МиГ-15 сбито 10 американских самолетов B-29 и один самолет F-80. Потерь самолетов МиГ-15 в этих боях не было».

Бомбардировщик M-4

А ведь еще недавно B-29 были просто недосягаемы для самолетов противника. Стало ясно, что пропеллер окончательно проиграл войну реактивному двигателю. И вот 1 мая 1954 года на праздничном параде Москва увидела новый самолет-красавец. Первый советский реактивный бомбардировщик – М-4 авторства Мясищева. Страны НАТО внимательно следили за новинками вооружения на советских парадах. Они тот час назвали этого гиганта «Бизон».

Бомбардировщик M-4

В 1930-50-е годы в советских КБ работал целый ряд «звездных» инженеров. Одним из них, безусловно, был Мясищев. В разное время он служил в семи конструкторских бюро, в четырех из них был руководителем. Но наступил момент, когда его отстранили от этой творческой работы. Когда в воздух поднялась первая баллистическая ракета, советское руководство решило, что теперь в больших самолетах больше не нуждается. Вместе с Мясищевым из его КБ уходила целая эпоха.

11 октября в истории. Владимир Мясищев

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера