Тонкости воспитания детей в современном миреЗдравствуйте, дорогие родители!

В статье Анна Ромашко,  мама девятерых детей, журналист и писатель, автор книги «Самый счастливый крест» говорит о тонкостях воспитания детей, и о том, как защитить детскую психику в современном мире.

Современная тенденция воспитания детей и к чему она ведёт

Как бы нас не предупреждали современные психологи, что детей нельзя перегружать, но современная тенденция совершенно противоположна.

Такое качество как лидерство, сейчас ставится во главу угла по мысли довлеющего духа нашего времени. Но это стремление ещё подпитывается родительскими амбициями, иногда даже неврозом родительским, что мы должны дать детям всё самое лучшее. И что мы в итоге получаем: ребёнок занят с утра до вечера. Ребёнок встает утром и уже бежит,  второпях съедает свой завтрак, в школе сидит на дополнительных занятиях. А после них спортивные занятия. И, в конце концов, когда он приходит домой, то выделяется время для обеда. А потом снова уроки. И очень часто школьник не обедает в удовольствие вместе со всей семьей, а обедает, чтобы сейчас сесть за уроки.

Мальчик делает уроки

Есть обратная сторона этой медали. Как говорит Екатерина Бурмистрова, неврологические знаки: гиперкинетический синдром, заикания, проблемы со сном, детские истерики. Такие проблемы встают у перегруженного ребёнка.

И очень часто перегруженные дети начинают отказываться ходить в храм. Потому что они настолько перегружены, что поход в церковь воспринимается ребёнком не как раньше, в младенчестве. В младенчестве, несмотря на природную вертлявость в этом возрасте, для ребёнка это было радостным времяпровождением с родителями. А сейчас он не хочет. Даже алтарничать не хочет, хотя раньше так мечтал, чтобы его взяли в алтарь. Ребёнок просто не может. В какой-то момент у него заканчивается ресурс. Хотя дети гораздо ресурснее взрослых, но, тем не менее, этот ресурс не безграничен.

Мальчик на фоне храма

Как сохранить детям детство?

В постсоветское перестроечное время психологи говорили, что ребёнка надо занимать. Была такая тенденция, что ребёнку не надо давать никакого свободного времени, чтобы у него не развились вредные наклонности и чтобы он был занят. Просто в советское время людям не приходило в голову, что можно так прессовать детей, как диктует нам дух сегодняшнего времени.

В нашей семье мы до пяти лет детей вообще не трогаем, никак не развиваем. Просто для того чтобы нервная система созрела. После пяти лет стараемся профессионально ориентировать. Если у ребёнка есть какая-то способность ярко выраженная, то стараемся её развивать. Если же каких-то очевидных способностей нет: ребёнок не поет целыми днями, не рисует на всех стенах – значит общеобразовательная школа: подготовительный класс и т.д.  В школе и начальной школе дополнительные секции и кружки, я бы отложила, чтобы дать ребёнку возможность обучиться. Но если это не гимнастика, например, с которой также нужно иметь дело с самого детства. Но это не значит, что ребёнка нужно с самого детства обучать церковному пению, ходить на английский, робототехнику, чтобы вечером иметь совершенный трупик, который даже плакать скоро перестанет. У него не будет на это сил.

Грустный ребенок

Есть разные мнения по поводу раннего ориентирования детей. Некоторые считают, что это сужает горизонты развития детей. Я считаю, что единственная возможность их развить, это детство. Потом наступает жизненная взрослая загруженность. И то, с чем ребёнок войдет во взрослую жизнь, невероятно обогатит его. К тому же, когда мы ребёнка развиваем, то значит и уважаем. Происходит взаимное обогащение родителей и детей.

В нашей семье мы боремся с дополнительными внешкольными занятиями и не принимаем участие ни в каких выездных мероприятиях класса. Как бы это грустно не звучало. То есть вот та неуемная родительская активность, запихать в ребёнка как можно больше экскурсий, театров. Как часто можно встретить фразу в родительских чатах: «мы будем настраивать детей на праздник».  Для нашей семьи это не подходит. Мы не будем настраивать ребёнка на праздник, потому что в нашей семье праздники проходят тепло, тихо и уютно в режиме бережной мамы, оберегающей мамы.

Праздник в кругу семьи

У нас на самом деле очень мало времени, для того чтобы осознать, прочувствовать душой детство наших детей. И это мы понимаем только тогда, когда они становятся настолько взрослыми, что и следа не осталось от этого детства. Как пишет одна мама: «У меня был златокудрый младенец, у меня был любознательный, замечательный мальчишка, у меня был талантливый подросток. И всех их троих потеряла, не успев с ними пообщаться». Потому что сын вырос, у него появилась своя семья, и он приезжает в маме раз в месяц поцеловать ей лобик. Это всё настолько в двух шагах от мамы трехлетнего ребёнка, что она этого даже и не представляет. То есть гнать коней не надо. Надо останавливаться.

Будущего, как такового нет. Оно зависит от того, насколько мы сегодня осмысленно помолились и впитали в себя этот сегодняшний день. Будущее наступает так же как и сегодня.

Тонкости воспитания детей в современном мире

Критерии правильного воспитания

На главную страницу сайта - Семья и Вера