Как нам помогает БогородицаМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Богородица – одна. Но к ней обращается бесконечное множество людей. Можем ли мы постигнуть, как Она помогает людям?

Как нам помогает Богородица

На этот вопрос знает ответ только Божья Матерь. Мы не можем знать, как Она выбирает, кому помочь. Но все наши обращения зиждутся на надежде, что на него будет ответ. Все наши прошения известны Господу Богу, к кому бы ни обращались: к святым или к Богородице. Об этом нам говорит Святое Евангелие, что Господь прежде всякого прошения знает о том, что нам нужно.

Но иногда, взрослые люди начинают вести себя как дети, когда не получают просимое: обижаются, расстраиваются. Но можем ли мы знать наверняка, что для нас полезно, а что нет. Возможно, то, что мы просим, погубит нас и не принесет никакой пользы. Ведь мы мыслим только в горизонтальной плоскости.  А Господь находится вне времени и пространства. И когда Он отказывает нам в какой-то просьбе, христианское отношение должно заключаться в том, что это необходимо преодолеть терпением.

Образ Богородицы в храме

Воля Божия о нас есть абсолютное благо. Нам следует полностью довериться ей. И совершенно ни к чему углубляться в то, чтобы узнать, насколько наша просьба нам полезна или нет. Вряд ли наше ограниченное представление о мире и о своей жизни позволит нам это сделать.

Господь видит всё во всей полноте, и принимает соответствующие решения.

Почему, по крайней мере, в нашей традиции никого не называют в честь Божией Матери?

В греческой традиции довольно распространено называть детей в честь Пресвятой Богородицы. Причем в Её честь называют не только девочек, но и мальчиков. Например, имя Панагиас, что в переводе означает Всесвятая – одно из имен Божией Матери, имеют не только женщины, но и мужчины.

Женщина с младенцем перед иконой Богородицы

Но для Русской Церкви такое неприемлемо. Скорее всего, русский народ из особо глубокого почтения Пресвятой Богородицы не дерзает называть своих детей в Её честь.  Хотя и в Греческой Церкви традиция называть детей в честь Богородицы также возникла из глубокого почтения, они просто хотят, чтобы тому или иному человеку покровительствовала Сама Божья Матерь.

К тому же греки проще смотрят на многие вещи и живут более архаично. Поэтому не придумывают себе серьезные ограничения в вопросе наречения имени.

Какой была Дева Мария в жизни?

Священник Константин Пархоменко: Однажды, когда я учился в Духовной семинарии, в какой-то из праздников, посвященных Божией Матери, я слышал проповедь архиепископа Михаила (Мудьюгина).

Архиепископ Михаил (Мудьюгин)

Владыка говорил о Божией Матери, о Ее роли в деле спасения человечества. И на Божию Матерь он посмотрел под новым для меня, совершенно меня потрясшим, углом зрения. Владыка Михаил сказал, что да, Мария была Матерью для Сына Божьего. Но что такое мать? Только ли это та, которая родила? Нет, больше! Мать – это та, которая вырастила, воспитала, научила первым словам, научила отношению к окружающему миру, к окружающим людям. То есть, узнавая что-то о Сыне, всматриваясь в черты Его Личности, мы открываем для себя и личность Богоматери. Потом я прочитал у протоиерея Георгия Флоровского: «Ребенок Марии был Богом. Однако исключительность ситуации не умалила духовную сторону Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать сыновние чувства в ответ на Ее материнскую любовь. И это не бессмысленные рассуждения. Недопустимо вторгаться в священную тайну уникальных, неизреченных отношений Матери и Ее Божественного Сына. Но еще менее допустимо обходить эту тайну совершенным молчанием. Так или иначе, жалким убожеством было бы видеть в Матери Господа лишь физический инструмент для облечения Его плотью. Такой взгляд не только узок и кощунствен – он с самых древних времен формально отвергнут Церковью. Богоматерь – не «канал», по которому появился на свет Господь, но истинная Мать». А Мать – это та, которую связывают с ребенком узы любви и нежности. Мать – та, которая воспитывает ребенка, оберегает его, направляет в жизни, пока ребенок не вырастет.

Перед иконой Богородицы

Западный богослов кардинал Ньюмен как-то написал: «Если уж мы свыклись с тем утверждением, что Мария родила, а затем кормила и носила на руках Предвечного, ставшего ребенком, то можно ли чем остановить все более стремительную лавину мыслей и догадок, вызванных осознанием этого факта? Какой трепет и изумление охватывает нас при мысли, что творение так приблизилось к Сущности Божества!» Бояться этих мыслей не следует. Их следует содержать в критической чистоте и трезвости, сверять с учением Церкви, однако совсем лишне бояться думать об этом.

Из Евангелия мы узнаем о том, каким был Христос. Его душа была поэтичной и нежной. Он восхищался полевыми цветами, для Него их красота была лучше всех нарядов легендарного Соломона. Он любил Иерусалим и грустил, когда представлял его разрушение. Христос имел друзей и ценил дружбу, он плакал над могилой друга Лазаря. Но Христос не был сентиментальным мечтателем. Он прекрасно видел, что такое добро и что такое грех. И обличал и искоренял грех. Вспомним, с какой энергией Спаситель изгоняет с территории Иерусалимского Храма торговцев…

Христос изгоняет торговцев из храма

Во Христе сочетались и мягкость, и сила; читая Евангелие, мы словно видим перед собою по-человечески развитого, умного, серьезного и доброго молодого мужчину.

Мы не говорим сейчас о Его Божественной стороне. Однако воспитание и формирование характера – это то, что воспитывается на земле, в любом человеке. И, значит, развитием этой стороны занималась Его Мать.

И когда Христос, умирая мучительной смертью, с Креста благословляет Богородице быть Матерью Его ученикам, это говорит о том, что Он желает всем такую Мать, какая была у Него.

Как нам помогает Богородица

С Праздником Покрова Божьей Матери!

На главную страницу сайта - Семья и Вера