Беседа с детьми в школеЗдравствуйте, дорогие родители!

Нам взрослым есть чему поучиться у детей. Ведь сердце ребёнка более всего расположено к правде, доброте. Дети всегда искренне в своих эмоциях и ведут себя неподдельно просто и очень восприимчивы и доверчивы к взрослым.  Доброе, участливое, мудрое наставничество взрослых всегда принесет хорошие плоды, ведь самой плодородной бывает сердце именно в детстве. Любовь, смирение, кротость непременно найдут отклик в сердце любого ребёнка.

В статье Вы найдете полезные советы из беседы Л.И. Латохиной о здоровье, автора  оздоровительной программы и методики «Творим здоровье души и тела», с шестиклассниками в одной из московских школ.

Беседа с детьми в школе

«О каком здоровье вы хотели бы слышать – о физическом, душевном или духовном?» Дети просили рассказать о здоровье душевном и духовном. «А может, у вас есть конкретный вопрос?» – спросила я. Одна из девочек подняла руку: «А что значит камни на сердце”?» Пока у меня зрел ответ, мальчик поднял руку. Его ответ обрадовал меня и вызвал удивление у директора школы, которая присутствовала на уроке. «Это грехи наши», – сказал мальчик. На этот ответ последовал второй вопрос от другой девочки: «А что значит грехи?» На меня никто не смотрит, все внимание на мальчика. Он, не задумываясь, отвечает: «Грехов у человека много, но есть семь главных, которые называются страстями. Избавиться от них человек сам не может – только через покаяние и исповедь в присутствии батюшки можно получить прощение этих грехов. И на сердце станет легко».

Дети в классе

Дети очень внимательно его слушали, а я спросила: «Ты, наверное, ходишь в воскресную школу?» Мальчик ответил: «Да я в детскую хожу, а бабушка в школу для взрослых». И продолжает: «Эти грехи наносят большой вред душе, они даже хуже камней».

От детей последовал следующий вопрос: «А что такое душа?» Я спросила у директора согласия на объяснение этого вопроса, так как перед началом урока она просила меня о Боге не говорить. Директор кивнула головой в знак согласия.

Я объяснила детям, что человек состоит из тела, души и духа и в чем они проявляются. Мое объяснение у детей вызвало многочисленные вопросы, что очень удивило директора школы: трудный класс, а тут в течение двух уроков никаких проблем с дисциплиной! Мой многолетний опыт работы с детьми разного возраста показал, как важно детям дать возможность задать вопрос как важно услышать, что их волнует, что интересует.

Урок в школе

Важно дать возможность самим детям не только задать вопрос, но и ответить, задействовать их в практической работе. Не зря говорят, что практика без теории слепа, а теория без практики мертва.

Попросить прощение

Однажды я предложила детям попросить прощения друг у друга, при этом поставила перед ними необычную задачу: пусть просят прощения те, кого обидели, у тех, кто обидел. Подходит девочка к мальчику, который сидел за первой партой, и говорит: «Прости меня, пожалуйста!» А он покраснел и сказал: «Это ты меня прости, я вчера тебя ударил». «Прощаю!» – ответила она доброжелательно.

Мальчик и девочка школьники

Наблюдала я и за остальными детьми в классе – в основном девочки подходили к мальчикам. Я в этом классе была впервые, а вот директор школы с большим удивлением следила за происходящим. Когда дети закончили эту важную работу, я их спросила: «А почему мы именно так просили прощения? Казалось бы, наоборот, должен просить прощения тот, кто обидел?» И туг один мальчик, который посещал воскресную школу, поднял руку. Его ответ поразил меня. Он сказал: «Чтобы совесть пробудить!» Лучше не скажешь! Как часто ответы детей радуют, как часто бывает, что есть чему у них поучиться!

Два слова

Директор школы пригласила меня еще на одну встречу и в присутствии своих коллег поделилась своим достаточно необычным поступком. Она рассказала, что в шестом классе один мальчик все время своим поведением срывал урок, и для его усмирения были приняты достаточно строгие меры. Но однажды, когда в очередной раз он стал вредничать, она решила применить упражнение, которое дети исполняли на предыдущей встрече (просили прощения). «Подхожу к нему, – говорит директор школы, – наклоняюсь к парте и искренне говорю: «Прости меня, я что-то неправильно делаю как директор, как учитель, поэтому ты так себя ведешь на уроках». А он со слезами на глазах отвечает: «Это вы меня простите, я виноват, что все время срываю уроки». Все дети пребывали в молчании, только с удивлением смотрели на нее. И до конца урока она никому ни одного замечания не сделала. Как мало надо! Сказать два слова: «Прости меня!» Сказать с любовью со смирением и с кротостью!

В школе

Деловая игра «Скорая помощь»

«Скорая помощь» – так назвали мы деловую игру, которая родилась в процессе занятий. Однажды во втором классе девочка обратилась ко мне с вопросом: «У мамы часто болит голова, что ей можно посоветовать?»

Дети уже имели определенный багаж знаний, и я решила, что на эту тему мы можем поговорить все вместе. В первую очередь стали искать причины, которые вызывают головную боль. Среди них девочка нашла те, которые привели к головной боли у мамы. Именно тогда я поняла, что вся информация на занятиях воспринимается детьми осознанно и с желанием не просто показать свои знания, но и правильно их применить в своей жизни для оказания помощи близким. Так мы решили часть занятия посвящать игре «Скорая помощь», в процесс которой мы все вместе делали выводы, анализировали, какие советы можно применить самостоятельно, а какие – только с разрешения врача. Нередко на занятиях мы рассматривали конкретные ситуации, которые чаще всего случались как у детей, так и у взрослых. Когда такие навыки самопомощи усвоены ребенком, тогда они могут послужить определенной «страховкой» от тяжелых и неприятных неожиданностей.

Дети в школе на уроке

Однажды ученик третьего класса Саша выступил в роли «консультанта» по здоровью директора школы. Беседуя с ребятами на одном из семинаров, посвященных здоровью учащихся, директор показал им упаковку с валидолом и спросил: «Что мне с ним делать?» – «Выбросить», – ответил Саша. «А что же ты предлагаешь взамен?» Советы последовали самые неожиданные для директора и всех присугствующих. Саша указал на важность дыхательных упражнений, правильного питания, показал упражнения.

Что потрясло директора, так это очень мягкая просьба мальчика бросить курить. Саша это заметил по голосу и цвету лица директора, что того несказанно удивило. Знал мальчик и советы, как легче и быстрее бросить курить.

Беседы с детьми в школе

Вопросы о школьной жизни

На главную страницу сайта - Семья и Вера