Сохраняет ли душа после смерти память о жизни земнойМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Когда-нибудь каждый из нас переступит грань, отделяющую земную жизнь от вечной. Эта невидимая грань на нашем человеческом языке называется смертью. И каждый разумный, мыслящий человек, и тем более верующий человек, обязательно задумывается над тем, что будет там, за этой гранью.

И следует отметить, что среди всех живущих на земле, ни один человек не дерзнет сказать, что он эксперт в этой теме. Потому что пока ещё мы находимся здесь, как говорит святой апостол Павел в послании к Коринфенам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,  тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (13:12), невидимый мир, который стоит за порогом смерти – это тайна для нас. Мы в эту тайну проникаем только очами веры.

Мужчина на фоне храма

Три состояния бытия бессмертной души

Святая Церковь учит нас, и все верные чада Церкви это хорошо знают и верят и на этом твердо стоят, что существует три этапа жизни нашей бессмертной души. Первый этап – жизни души в теле, от колыбели до гроба. Это период исчисляется от нескольких десятков лет и заканчивается тем, что на нашем человеческом языке мы называем смертью. Смерть – это насильственное разлучение души с телом. Тело остается на земле, его погребают другие люди. Душа переходит в другое состояние бытие. Так учит нас Святая Церковь на основании Божественного Откровения. И вот душа, покинув тело, продолжает жить, продолжает существовать. И вот личность попадает в то состояние бытия, до которого она духовно доросла во время первого периода своего существования в теле. Третий период существования  души – это период после славного Всеобщего Воскресения. Когда Спаситель наш Иисус Христос Спаситель мира придет судить живых и мертвых. Будет всеобщее воскресение, то есть бессмертные души соединяться с телами, с которыми они совершали свое поприще на земле. И это будет уже вечный период существования уже цельного человека – бессмертная душа с уже новым воскрешенным телом. Разумеется, все верующие люди это хорошо знают и веруют, что будет два состояния бытия: Царство Божие, уготованное любящим Бога, и состояние вечной тьмы, вечного мрака, страдания, которые мы на нашем человеческом языке называем ад или преисподняя.

Страшный суд

Есть опыты людей, который пережили клиническую смерть. Об этом в 20 веке стало хорошо известно благодаря трудам доктора Раймонда Моуди, Элизабет Куплер Росс и др., которые опрашивали людей, переживших посмертный опыт. Один из выдающихся православных миссионеров и подвижников 20-ого века иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Душа после смерти» дал четкий обоснованный богословский анализ книги Раймонда Моуди и тех посмертных опытов, которые там Моуди собрал. Отец Серафим Роуз на основании священного предания Святой Церкви четко и ясно пояснил, что надо понимать разницу между внетелесным опытом и посмертным опытом. Внетелесный опыт, когда душа покидает тело порой до нескольких часов, порой даже сутки – это просто внетелесный опыт. А посмертный опыт, когда душа разлучается с телом и для неё наступает период частного суда, который в Священном Предании Церкви называется восхождение по мытарствам. Это неотъемлемая часть Священного Предания Церкви. Есть множество свидетельств святых отцов древности о том, что переживает душа во время этого частного суда.

Душа и ангелы

Отрывок из брошюры «Невероятное для многих, но истинное происшествии»

Молодой человек заболел воспалением легких и скончался в больничной палате. Он описывает свое состояние, как он видел себя со стороны, как он видел свое тело, медперсонал. Слышал, слова, что всё уже кончено, ничего уже нельзя сделать. И одновременно видел, как женщина в соседней палате, узнав, что все кончено со слов медперсонала, осенила себя крестным знамением и сказала: «Царство ему Небесное». И он описывает, как в то же мгновение возле него оказались два ангела и вывели его через стену. Что он сподобился видеть?

Мужчина в больничной палате

«В наших понятиях со словом «смерть» неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить? Даже слова доктора о том, что «все кончено», не остановили на себе моего внимания и не вызвали догадки о случившемся — настолько разнствовало то, что произошло со мною, с нашими представлениями о смерти!»

И далее он рассказывает, как ангелы стали возносить его все выше и выше. Как он не почувствовал разницу между комнатной температурой и уличной. Как он стал видеть ясно, в темноте. «…я охватывал взором такое пространство, какого, несомненно, не мог охватить моим обыкновенным зрением. Но этих особенностей я, кажется, не сознавал тогда, а что я вижу не все, что для моего зрения, как ни широк его кругозор, все-таки существует предел, — это я отлично понимал и ужасался». И далее «Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы еще подымались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ. «Бесы!» — с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней, даже часов тому назад чье-нибудь сообщение, не только о том, что он видел своими глазами бесов, но что он допускает существование их, как тварей известного рода! Как и подобало «образованному» человеку конца девятнадцатого века, я под этим названием разумел дурные склонности, страсти в человеке, почему и самое слово это имело у меня значение не имени, а термина, определявшего известное понятие. И вдруг это “известное отвлеченное понятие” предстало мне живым олицетворением!». И далее вот этот вернувшийся к жизни человек стал описывать, как эта орда безобразных существ стала кружиться вокруг него с яростью вырвать из рук ангелов. «Окружив нас со всех сторон, бесы с криком и гамом требовали, чтобы меня отдали им, они старались как-нибудь схватить меня и вырвать из рук Ангелов, но, очевидно, не смели этого сделать. Среди их невообразимого и столь же отвратительного для слуха, как сами они были для зрения, воя и гама я улавливал иногда слова и целые фразы.

Мытарство души

– Он наш: он от Бога отрекся, – вдруг чуть не в один голос завопили они, и при этом уж с такой наглостью кинулись на нас, что от страха у меня на мгновение застыла всякая мысль.

«Это ложь! Это неправда!» – опомнившись, хотел крикнуть я, но услужливая память связала мне язык. Каким-то непонятным образом мне вдруг вспомнилось такое маленькое, ничтожное событие, к тому же и относившееся еще к давно минувшей эпохе моей юности, о котором, кажется, я и вспомнить никак не мог».

И тут мы находим ответ на вопрос: «Существует ли после смерти память о жизни земной?». Действительно существует.

И далее этот молодой человек рассказывает, как они в обществе молодых людей вели праздные разговоры. И коснулись вопроса существования Бога.

«…Но почему должен я веровать, когда я одинаково могу верить и тому, что Бога нет. Ведь правда же? И может быть, Его и нет? – уже в упор ко мне отнесся товарищ.

– Может быть и нет, – проговорил я».

Мытарства

Вроде бы и незначительная фраза, вроде бы не открытое отречение от Бога.

«Фраза эта была в полном смысле «праздным глаголом»: во мне не могла вызвать сомнений в бытии Бога бестолковая речь приятеля, я даже не особенно следил за разговором, — и вот теперь оказалось, что этот праздный глагол не пропал бесследно в воздухе, мне надлежало оправдываться, защищаться от возводимого на меня обвинения, и таким образом удостоверялось евангельское сказание, что, если и не по воле ведующего тайная сердца человеческого Бога, то по злобе врага нашего спасения, нам действительно предстоит дать ответ и во всяком праздном слове».

Память о прошедшей жизни остается. И более того совесть обязательно напомнит о том, что ты говорил и как ты поступал, если это противоречит заповедям Божиим.

«Обвинение это, по-видимому, являлось самым сильным аргументом моей погибели для бесов, они как бы почерпнули новую силу для смелости своих нападений на меня и уж с неистовым ревом завертелись вокруг нас, преграждая нам дальнейший путь.

Мытарства души

Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь тех Святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашало моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского.

Но, вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так была преисполнена ужаса душа моя, что едва я, вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас вдруг появился какой-то белый туман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отделиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня отставала от нас».

Этот молодой человек двое суток находился в загробном мире. Душа его соприкоснулась с частным судом Божиим, который происходит после смерти. О чем свидетельствует святой апостол Павел в Священном Писании, что нам предстоит однажды умереть и произведен будет суд.

Мытарство

Этот молодой человек соприкоснулся с частным судом, который согласно Священному Писанию совершается тварными духами. Духи злобы поднебесной требуют отчета у души усопшего человека в тех согрешениях, которая она совершила. То есть падшие духи имеют власть искать в душе человека нечто сродное с собой, то есть нераскаянные грехи. Если этих грехов много, душа нераскаяна. И говоря словами преподобного Пасисия Святогорца, если душа во время своей земной жизни предоставила дьяволу много прав над собой, то конечно дьявол этими правами воспользуется, когда душа покинет тело.

И далее очень трогательный и важный момент. Душа с ангелами восходит все дальше и дальше.

«Обвинение это, по-видимому, являлось самым сильным аргументом моей погибели для бесов, они как бы почерпнули новую силу для смелости своих нападений на меня и уж с неистовым ревом завертелись вокруг нас, преграждая нам дальнейший путь.

Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь тех Святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашало моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского.

Мужчина на фоне неба

Но, вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так была преисполнена ужаса душа моя, что едва я, вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас вдруг появился какой-то белый туман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отделиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня отставала от нас». И здесь снова находим подтверждение, что душа сохраняет земную память. Душа помнит, какое было восприятие света. И сравнивает свое состояние.

«Эта невозможность видеть, смотреть, увеличивала для меня страх неизвестности, естественный при нахождении в неведомом мне мире, и я с тревогой размышлял: «Что же будет дальше? Скоро ли минем мы эту сферу света и есть ли ей предел, конец?»

Но случилось иное. Величественно, без гнева, но властно и непоколебимо, сверху раздались слова: – Не готов!

Душа у Господа

И затем… затем мгновенная остановка в нашем стремительном полете вверх – и мы быстро стали опускаться вниз».

И далее свидетель этого загробного опыта описывает, как ангелы вернули его душу в тело. Подвели его к телу, которое за время его отсутствия уже перенесли в мертвецкую (морг). Тело было накрыто, возле него читали Псалтырь. Нагнувшись, ангел подвел меня к телу и спросил: «Ты слышал Божие определение?». И указав на мертвое тело, сказал: «Войди и готовься». И за сим, оба Ангела стали невидимы.

Земная жизнь стала водянистой картинкой

Очень важен вывод, который делает этот молодой человек. Когда этот молодой человек вернулся в тело, у него возникло желание полностью изменить свою жизнь.  «Приходилось ли вам, читатель, видеть пролежавшую некоторое время в сыром месте фотографию? Рисунок на ней сохранился, но от сырости он выцвел, облинял и, вместо определенного красивого изображения, получилась какая-то сплошная бледно-рыжеватая муть. Так обесцветилась для меня жизнь, превратясь тоже в какую-то сплошную водянистую картинку, и таковою остается она в моих глазах и поныне».

Впоследствии человек, переживший этот посмертный опыт, принял монашество.

На коленях перед иконами

Равно как и свидетельства святых отцов Церкви. В частности в Киево-Печерском патерике мы читаем о преподобном Афанасии, который имел посмертный опыт и впоследствии плакал всю оставшуюся жизнь.

При этом важно помнить, что есть разница, о которой говорит отец Серафим Роуз, между внетелесным опытом, который может быть от одного до нескольких часов и возвращение тела, и подлинно посмертный опыт, во время которого душа начинает проходить этапы частного суда.

В отличие от посмертного опыта, внетелесный опыт, который описывает господин Раймонд Моуди и другие, человек встречается с каким-то святящимся существом, который с юмором рассказывает ему о его жизни, водит его по красивым живописным местам. И очень мудро иеромонах Серафим Роуз дает святоотеческую оценку этих явлений. Падшие духи злобы, а дьявол есть ложь и отец лжи, может преобразоваться и в ангела света, как пишет апостол Павел в одном из своих посланий. Дьявол зная и предугадывая, что человек будет возвращен к жизни, хочет, чтобы у людей создалось ложное представление о загробной жизни. Что там нет суда, нет никакой ответственности. И поэтому это что-то светящееся с юмором беседующее с душой человека есть ни что иное как злые духи.

Из множеств свидетельств о посмертной участи человека, можно с совершенной точностью сказать, что человеческая душа память о своей посмертной жизни сохраняет в вечности.

Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Там нет ни печали, ни воздыхания». То есть память о прожитой жизни есть, но уже полное утешение в Духе Святом. К сожалению, есть и другое состояние бытия, в которое впадают души грешников, от чего да избавит всех нас Господь.

Сохраняет ли душа после смерти память о жизни земной

Где находятся души грешников после смерти?

На главную страницу сайта - Семья и Вера