24 ноября в истории. Альфред ШниткеВ этот день 24 ноября 1934 года родился Альфред Шнитке. Известный советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.

Альфред Шнитке

«… с каждым годом музыку мужа играют все больше и больше… Никто не стремится играть его музыку «авангардно», – так в одном из интервью признавалась жена Шнитке.

Положительные оценки давали и критики, ставившие композитора в один ряд с великими Скрябиным и Прокофьевым. В отличие от заядлых меломанов, которые выходили из концертного зала с оскоминой на лице. Для них авангард, замешанный на произвольном сочетании нот, превращался в заунывную какофонию. А ведь именно так и писал свои произведения Шнитке – отвергая стандартные клише.

Альфред Гарриевич Шнитке

«Музыка – это подслушанные крики времени», – утверждал он.

Творческая жизнь Шнитке

И записывал ноты на бумагу соответственно прожитым событиям – будь то взрыв атомной бомбы или борьба добра со злом. При этом компилировал музыку из традиций нескольких культур – немецкой, русской, иудейской и австрийской. Порой учился у великих мастеров. Однажды, будучи в Вене, Шнитке увидел партитуру Моцарта, написанную без единой правки, и был изумлен, как такое возможно. Похоже, он сам не осознавал, что также сочинял музыку без черновика. Из воспоминаний жены:

«в муже постоянно звучала музыка. Как-то, когда он себя плохо чувствовал, то сказал, что постоянно слышит симфонический оркестр, играющий Шуберта. И спросил, где играют. И даже не понял, что музыка звучала в его голове».

Творческая жизнь незаурядного автора началась с 1-й симфонии, состоявшей из музыки траурных маршей. Затем была череда кинофильмов, которые кормили их создателя на протяжении четверти века».

Альфред Шнитке

«В кино я все время отбрасывался к нулевой отметке. Не мог развиваться самостоятельно. Режиссер мог меня как угодно уважать, но ему нужно было делать свой фильм. И тогда я нашел решение: нарушал все существующие правила», – так утверждал Шнитке.

В его персональном хит-параде нашлось место для создания девяти симфоний, порядка двадцати концертов, множества хоровых и вокальных произведений. Был в творческой жизни композитора и «ретро» – период, насыщенный русской тематикой и древнерусскими песнопениями, применявшийся в гимнах для ансамбля. Но если известность за рубежом пришла к Шнитке довольно рано, то на родине его сочинения считались «ненастоящими», а сам «невыездной» композитор раздутой западом знаменитостью. Лишь после перестройки композитор смог выехать со страны и поселиться в Германии, откуда была родом его мать. Там же он закончил и трехактную оперу «История доктора Иоганна Фауста». Во время ее написания он задавался вопросом, «что сильнее, добро или зло». И тут же на него отвечал:

«Каждый человек решает для себя сам, как он будет существовать».

Альфред Шнитке, Ирина Шнитке, Марк Лубоцкий, Мстислав Ростропович

Смысл своего личного существования Шнитке анализировал на протяжении всей творческой деятельности.

«Суть моей жизни выражена не только моей музыкой, но и самой этой жизнью. И здесь нет границ. Постоянно рождается что-то такое, что люди поначалу не хотят называть музыкой. Но потом это становится для них искусством. Так и теперь, я уверен, появляется что-то новое, чему мы пока не придаем значения. Но это – музыка… И она дает надежду на завтра…», – таким был взгляд композитора на любимое дело.

Высокого мнения о музыке Шнитке придерживался и коллега – известный виолончелист Мстислав Ростропович, поставивший авангардной музыкальной деятельности высокую оценку: «Шнитке для нашего времени значит то же, что Шостакович для 40-50-х годов. В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Ее радости, ее диссонансы, ее пестрота, ее трагизм. Мы живем по Шнитке».

Композитор Альфред Шнитке

24 ноября в истории. Альфред Шнитке

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера