В этот день 24 ноября 1934 года родился Альфред Шнитке. Известный советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.
Альфред Шнитке
«… с каждым годом музыку мужа играют все больше и больше… Никто не стремится играть его музыку «авангардно», – так в одном из интервью признавалась жена Шнитке.
Положительные оценки давали и критики, ставившие композитора в один ряд с великими Скрябиным и Прокофьевым. В отличие от заядлых меломанов, которые выходили из концертного зала с оскоминой на лице. Для них авангард, замешанный на произвольном сочетании нот, превращался в заунывную какофонию. А ведь именно так и писал свои произведения Шнитке – отвергая стандартные клише.
«Музыка – это подслушанные крики времени», – утверждал он.
Творческая жизнь Шнитке
И записывал ноты на бумагу соответственно прожитым событиям – будь то взрыв атомной бомбы или борьба добра со злом. При этом компилировал музыку из традиций нескольких культур – немецкой, русской, иудейской и австрийской. Порой учился у великих мастеров. Однажды, будучи в Вене, Шнитке увидел партитуру Моцарта, написанную без единой правки, и был изумлен, как такое возможно. Похоже, он сам не осознавал, что также сочинял музыку без черновика. Из воспоминаний жены:
«в муже постоянно звучала музыка. Как-то, когда он себя плохо чувствовал, то сказал, что постоянно слышит симфонический оркестр, играющий Шуберта. И спросил, где играют. И даже не понял, что музыка звучала в его голове».
Творческая жизнь незаурядного автора началась с 1-й симфонии, состоявшей из музыки траурных маршей. Затем была череда кинофильмов, которые кормили их создателя на протяжении четверти века».
«В кино я все время отбрасывался к нулевой отметке. Не мог развиваться самостоятельно. Режиссер мог меня как угодно уважать, но ему нужно было делать свой фильм. И тогда я нашел решение: нарушал все существующие правила», – так утверждал Шнитке.
В его персональном хит-параде нашлось место для создания девяти симфоний, порядка двадцати концертов, множества хоровых и вокальных произведений. Был в творческой жизни композитора и «ретро» – период, насыщенный русской тематикой и древнерусскими песнопениями, применявшийся в гимнах для ансамбля. Но если известность за рубежом пришла к Шнитке довольно рано, то на родине его сочинения считались «ненастоящими», а сам «невыездной» композитор раздутой западом знаменитостью. Лишь после перестройки композитор смог выехать со страны и поселиться в Германии, откуда была родом его мать. Там же он закончил и трехактную оперу «История доктора Иоганна Фауста». Во время ее написания он задавался вопросом, «что сильнее, добро или зло». И тут же на него отвечал:
«Каждый человек решает для себя сам, как он будет существовать».
Смысл своего личного существования Шнитке анализировал на протяжении всей творческой деятельности.
«Суть моей жизни выражена не только моей музыкой, но и самой этой жизнью. И здесь нет границ. Постоянно рождается что-то такое, что люди поначалу не хотят называть музыкой. Но потом это становится для них искусством. Так и теперь, я уверен, появляется что-то новое, чему мы пока не придаем значения. Но это – музыка… И она дает надежду на завтра…», – таким был взгляд композитора на любимое дело.
Высокого мнения о музыке Шнитке придерживался и коллега – известный виолончелист Мстислав Ростропович, поставивший авангардной музыкальной деятельности высокую оценку: «Шнитке для нашего времени значит то же, что Шостакович для 40-50-х годов. В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Ее радости, ее диссонансы, ее пестрота, ее трагизм. Мы живем по Шнитке».