25 ноября в истории. Московский КремльВ этот день 25 ноября 1339 года благоверный великий князь Иоанн Калита заложил Московский Кремль. По словам летописи – «в едином дубу».

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Аполлинарий Васнецов – брат великого Виктора Васнецова – создал замечательную серию рисунков Кремля разных веков. Как скажет его коллега Александр Бенуа:
«Мне нравились его довольно наивные и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы…»

На самом деле затея Аполлинария Михайловича не была столь уж наивной, и современные исследователи отмечают его внимательность к деталям, хотя, конечно, его картины допускают определенное художественное «домыслие». Все же Васнецов участвовал в археологических раскопках Москвы и был главой комиссии по изучению старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов. «Кремль в конце 14 века»

Московский Кремль при Иване Калите

«Московский Кремль при Иване Калите» – одна из этих картин серии. Она переносит нас в ту эпоху, когда Москва только-только стала столичным городом. Здесь все из дерева. И лишь в туманной дымке на втором плане видны стены нескольких каменных храмов. Один из них – Успенский собор, тоже заложенный князем Иваном Калитой (ныне канонизированным). Кстати, это не теперешний Успенский пятиглавый белоснежный красавец. Его более скромный предшественник. Правда, в XIV веке любое сооружение из камня скромным не считалось, будучи невероятно дорогим удовольствием. Но Москва обязана была иметь такие признаки столицы.

Иван Калита

В 1326 году князь Иван пригласил обустроить свою кафедру в Москве святителя митрополита Петра. Он, его последователь митрополит Феогност и конечно сам князь и стали инициаторами первого бурного строительного роста Москвы. Тем более, что вскоре в 1328 году Иван Калита получит титул великого князя.

Однако вот в 1331 году новый центр Руси постигло несчастье: «… бысть пожар на Москве и погоре город Кремник». «Кремником» тогда называли Кремль. А в 1337 году беда повторилась: «бысть пожар на Москве (Москва вся погоре) згоре церквей 18».

В довершение всего ударил сильный ливень, который затопил все подвалы и испортил всякое добро, до которого не добрался огонь. Вероятно, стихия затронула и оборонительные сооружения, поэтому великий князь затеял гигантскую стройку, о которой сказано пару лет спустя в летописи:

«На ту же зиму месяца ноября в 25, на память святаго мученика Климента, замыслиша рубити город Москву, а кончаша тое же зимы на весну, в великое говение».

Московский кремль при Иване Калите

Уже в наше время внутри привычного нам обвода краснокирпичных стен при раскопках были найдены остатки того самого «дубового Кремника». До нас дошло что-то около 15 метров протяженностью. Солидные дубовые бревна в аршин диаметром (около 70 сантиметров), иные из них уже окаменелые, иные – обугленные, донесшие следы последующих пожаров. Дубовая крепость – это, конечно, лучшее, прочнейшее сооружение, которое только могли построить русские плотники. Лучше нее только каменная. Еще мы понимаем, что оборонительная стена при князе Иване Калите оказалась не только мощнее предыдущей, но и охватила большую территорию, и замкнула в себе целый комплекс деревянных и каменных храмов. Увы, ни один из них не дошел до нас в первозданном виде. Но какие-то, как Архангельский собор, Успенский собор, были позже перестроены. А еще один, Собор Спаса Преображения на Бору чуть-чуть не дожил до нашего времени. Подумать только, его заложил сам святой Иоанн Калита, а разобрали его только в 1933 году, 600 лет спустя.

Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском

«Кремник» Ивана Калиты возвышался над берегом Москвы-реки недолго. И погубили его дубовые стены все те же пожары. Уже в 1367 году молодой князь Димитрий, прозванный Донским, и митрополит Алексий задумали еще более масштабную перестройку Москвы. И тогда Кремль обнесли невероятной по русским меркам белокаменной стеной. Из поры своего детства Кремль входил в пору цветущей юности.

25 ноября в истории. Московский Кремль

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера