27 ноября в истории. Осада ПлевныВ этот день 27 ноября 1877 года по старому стилю начался последний бой под стенами турецкой крепости Плевны.

Осада Плевны

Вся Россия и весь мир следили за Плевной. 5 месяцев 1877 года новости из-под стен этой крепости занимали первые полосы газет. Здесь решалась судьба многих народов Балкан, здесь решалась судьба очередной войны с Турцией. Под Плевной находился государь Александр II. Здесь неподалеку работали выдающиеся врачи Пирогов и Боткин. Василий Верещагин написал под Плевной одну из самых своих пронзительных картин «Побежденные. Панихида». А доктор Бехтерев, также свидетель этих кровавых событий, сопроводил картину строками:

«Все поле покрыто густою травой
Не розы, а трупы его устилают…»

Василий Верещагин. «Побежденные. Панихида»

 Лев Толстой: «Вся Россия там, и я должен идти».

Штурмы Плевны

Первые два штурма Плевны были турками отбиты, но никакой катастрофы или позора в том не было. В крепости засела крупная группировка знаменитого полководца Османа-паши, которого султан прозвал «непобедимый». Настоящим бедствием для русского солдата и одновременно часом подвига стал третий штурм. То, что позже назовут «третьей Плевной». Штурм приурочили ко дню ангела императора Александра, да только подарка не вышло. Три группы русских войск турки встретили плотным оружейным огнем. Взаимодействие разных частей вышло дурным, подвела разведка. Когда массы войск пробили брешь на главном направлении удара, они вышли под огонь мощного редута, о существовании которого даже не знали. Из всех военачальников, кто проявил себя в этот день, был разве что Михаил Скобелев, знаменитый «белый генерал». Он начальствовал на левом фланге атаки, как казалось, второстепенной. Но именно там он выполнил все поставленные задачи. Но командующие, напуганные провалом в других местах, резервов Скобелеву не дали. И в город он так и не вошел.

Генерал М. Д. Скобелев на коне

Потери были страшными. «До третьей Плевны я был молод, оттуда – вышел стариком!», – это слова самого Скобелева.

К слову, при генерале ординарцем был Сергей Верещагин, которого убили в самый разгар боя. Сергей приходился братом тому самому Василию Верещагину, который и написал свою печальную картину. Будущий глава Священного Синода Победоносцев:

«Ошибки, упорные, повторяющиеся изо дня в день, теперь на устах у всех и у каждого… Что-нибудь надобно делать, чтобы растворить эту желчь…»

Вся Россия была в трауре. И императора уже убеждали бросать Плевну, когда пришла счастливая мысль – выписать к армии героя обороны Севастополя инженер-генерала Тотлебена. Отзыв на это писателя Достоевского:

«Теперь там Тотлебен; что он делает, нам в точности неизвестно, но гениальный инженер найдет, может быть, средство. Одним словом, наш военный горизонт просиял, и надежд опять много».

Инженер-генерал Тотлебен

Инженер-генерал оставил все опасные штурмы. Плевну он взял в плотное кольцо войск, и даже когда нужно было брать отдельные укрепления, старался обходиться демонстрациями и артобстрелами. К концу ноября был взят пленный, который показал, что раздутый гарнизон крепости доел последние припасы.

Вылазка Османа-паши и взятие Плевны

И вот в ночь с 27 на 28 ноября Осман-паша, собрав все свои силы, пошел на прорыв. Десятки тысяч турок встретили гренадеры Сибирского полка и еще несколько батальонов. Первая линия была смята, но все же время играло на стороне русских.

За несколько часов контратака была остановлена, а потом собравшаяся с силами пехота с трех сторон атаковала турок. Победа была полная. В два часа дня от Османа-паши пришел парламентер с белым флагом. Вся Россия торжествовала.

В освобожденной Плевне

«Радость царила в рядах нашей армии в этот первый вечер, после взятия Плевена. Песни и музыка, сопровождаемые громким «Ура!», слышались повсюду. Это был праздник праздников».

27 ноября в истории. Осада Плевны

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера