Дева – орудие домостроительства БожияМир Вам, дорогие братия и сестры!

Праздник Рождества Христова очень тесно связан с почитанием Пресвятой Богородицы. Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим сделалась достойным сосудом, вместившим Невместимого – Самого Воплотившегося Господа Бога.

«Твои бо есмы раби да не постыдимся!»

Постараемся мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою в связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского  поста будем помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся.

Архим. Кирилл (Павлов)

Женщина перед иконой Богородицы

Дева – орудие домостроительства Божия

Бог явился во плоти потому, что следовало этой проклятой плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо. И что за орудие этого домостроительства? Тело святой Девы (Лк. 1, 27). А что за причина Рождения? Дух Святой и осеняющая Сила Всевышнего (Лк. 1, 35).

Итак, была избрана одновременно и Дева, и обрученная мужу, способная послужить этому домостроительству, чтобы и девство было почтено, и брак не остался в пренебрежении. В самом деле, девство было избрано как достойное освящения, а посредством обручения были восприняты и начатки брака. И то и другое вместе для того, чтобы Иосиф был собственным свидетелем чистоты Марии и чтобы, имея обручника в качестве стража жизни, она не была выдана клеветникам как осквернившая девство.

Дева Мария и Иосиф Обручник

Именно тогда настало время, подходящее для вочеловечения Господа, которое было предопределено и предустановлено издавна еще до создания мира, и в которое надлежало, чтобы Дух Святой и Сила Всевышнего образовала эту Богоносную плоть. Поэтому, когда была избрана блаженная Дева, обручение нисколько не повредило Ее девству. Обручение с Иосифом было устроено для того, чтобы скрыть девство Марии от князя века сего. В самом деле, лукавый в своей гордыне обратил внимание только на внешнюю форму обручения Марии; ведь он давно следил за девами, поскольку знал слова пророка: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7,14). Таким образом, посредством обручения был обманут зложелатель девства. Ибо он знал, что явление Господа во плоти будет концом его собственной власти.

Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник

Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого

… Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет от черва от Духа Святого (Мф. 1,18).  Иосиф обнаружил сразу и то, и другое, и беременность и ее причину, ибо сказано От Духа Святого. Поэтому он, испугавшись называться мужем такой жены, захотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 19), не дерзнув предать огласке Ее положение. Поскольку же он был праведным, то сподобился того, чтобы ему было открыто это Таинство. Ибо когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «…не бойся принять Марию, жену твою» (Мф. 1, 20). Этим он как бы говорит: «И не помышляй о том, чтобы скрыть грех неуместными подозрениями. Ведь ты назван праведным, а праведному мужу не подобает молчанием покрывать беззаконие». Не бойся принять Марию, жену твою, – говорит Ангел. Это показывает, что Иосиф отнюдь не пришел в негодование или исполнился презрением.

Явление ангела Иосифу Обручнику

Но он испугался Ее потому, что она была исполнена Духа Святого. Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1, 20). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами евангельские слова, ибо сказано не «зачатое», но «родившееся». Итак, эта плоть, будучи образована от Святости, была достойна того, чтобы соединиться с Божеством Единородного. ...Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус (Мф. 1, 21)… Вот уже приоткрывается тайна, предопределенная прежде веков и проповеданная издавна пророками: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23).

Свт. Василий Великий

Дева – орудие домостроительства Божия

Пресвятая Богородица – идеальный женский образ

На главную страницу сайта - Семья и Вера