Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Понятие милостыни очень широко. Хотя часто мы сводим милостыню только к подаянию нищим. Но все дела милосердия и милости: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице, помочь им, приютить бездомного, согреть сироту и прочее, – также относятся к милостыне.
Что есть милостыня?
У евреев была прекрасная традиция. В годы, когда они были рассеяны по всему миру, каждый иудей должен был раз в год какую-то сумму отправлять на Иерусалимский храм. Денежные пожертвования стекались в Иерусалим со всего мира через купцов, гонцов и сяких посланников. Иерусалим был не только религиозным, но и финансовым центром жизни еврейского народа. Евреи прекрасно понимали, что нужно делиться тем, что имеешь через подаяние. Через отделение части денег своих освящаются остальные твои денежные ресурсы. И потом уже первосвященники, духовенство разделяют эти потоки уже на ручейки: что-то на храм, что-то нуждающимся и так далее.
Апостол Павел, воспитанный в фарисейском законе, также прекрасно понимал это. И в его посланиях мы находим много ссылок на подобные законы. Закон собственно прост: необходимо всем делиться со всеми.
Внебогослужебное общение жизни должно быть основано на милости
В церкви должно быть не только общение веры и общение духа любви, но и общение имущественное – хлебом насущным, одеждой, деньгами. В Церкви все должны помогать друг другу, чтобы никто в церковном сообществе не чувствовал себя обделенным, одиноким, забытым, никому не нужным.
Эта тема не проста, болезненна, потому что делиться грешнику не хочется. И вообще человек, смотрящий на окружающий мир, больше завидует тем, у кого больше, чем смотрит с любовью и жалостью на тех, у кого меньше. И вот перемена ума, перемена взгляда на окружающую жизнь здесь как раз таки нужна. Необходимо смотреть не на тех, у кого больше с завистью к ним, а на тех, у кого меньше с любовью к ним. Это задача церковных проповедников, церковных общин, от сельских до городских. Для того чтобы внутри общин Церковь могла помогать, вспомоществовать. В рамках любого села, например, священник имеет власть и силу сказать на воскресной проповеди, что у такой-то вдовы прохудилась крыша и нужно ей помочь. И Церковь в данном месте, в данном приходе имеет силу и возможность сделать это: кому-то собрать огород, кому-то собрать деньги, чтобы вернуть долг. Всё это нужно делать, потому что не только общение веры и любви у нас должно быть на богослужении, но и вне богослужения общения жизни.
Смотреть на ближнего как на частицу себя самого
На Литургии мы говорим: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Исповедуя едиными устами и единой верою Святую Троицу, соединенную любовью и одной природой, мы также должны любить друг друга, поскольку природа у нас та же, мы люди. И должны участвовать в жизни друг друга. Апостол Павел хвалит филиппийцев не за то, что ему нужны деньги. Он говорит очень важные слова: «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Научился всему: и насыщаться, и терпеть голод, быть в обилии и недостатке».
Не каждый из нас сможет повторить эти слова. Не каждый из нас научился насыщаться и голод терпеть, жить в нужде и довольстве. Причем снизу вверх получается подниматься у каждого. От меньшего к большему мы идем с радостью. Если же приходится терять что-либо и от богатства опять приходить в скудость, от сытости в голод, от известности в забвение, то это переживается болезненно.
Апостол Павел научился всему, и хвалит филиппийцев не потому, что ему были нужны деньги, а за то, что вера их растет и проявляется эта вера именно в общении имущественном.
У Церкви кроме таинства Крещения, Покаяния, Евхаристии, Венчания, есть таинство брата – это умение смотреть на ближнего как на частицу себя самого, как на второе я, собственно как на родного человека. Это также умение участвовать в нуждах этого человека: молитвой, состраданием, трудами рук своих, деньгами, если можно и получается.
Человек не чужд нам, человек нам и не враг, и не вол, и не бревно
Правда, что человек человеку часто бывает безразличен, неинтересен, не нужен. Христианство должно преодолеть, взорвать изнутри эту порочную систему ценностей и смотреть на ближнего как на вечного человека, как на плоть свою, как на того, от кого зависит твое собственное спасение и твоя жизнь в этом мире.
Итак, нужно помогать, нужно переживать. Этот проклятый лозунг современности – это твои проблемы – должен быть напрочь забыт православными христианами. Все проблемы, так или иначе, отражаются на нашей собственной жизни.
Апостол Павел пишет: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». И далее несколько слов филиппийцам о том, что помогая ему, они собственно помогают самому себе.
В рамках епархии, прихода христиане должны уметь смотреть на окружающих людей как на родных людей, и деятельно участвовать в проблемах, которые есть у наших ближних.
И пусть слова эти не будут просто звуком, а родят конкретные дела.
Протоиерей Андрей Ткачев
Все, что вы сделали ближнему, вы сделали Мне