11 января в истории. Рязано-Уральская железная дорогаВ этот день 1892 года было учреждено общество Рязано-Уральской железной дороги. Дорога стала одной из крупнейших в Российской империи.

Железная дорога в Российской империи

Вторая половина XIX века в Российской империи – время железнодорожного бума. В самые захолустные местечки приходила цивилизация. Россию стягивали железные струны рельс. Поэт Некрасов делал себе имя рассказами о страданиях простых строителей железных дорог:

«Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

А между тем не переживала Россия почти никогда подобного экономического подъема.

Вокзалы станций Козлов и Рязань

Рязано-Козловская железная дорога

Одной из самых успешных железнодорожных частных компаний страны стала Рязано-Уральская дорога, которую основали в 1892 году. Но создание ее дорог началось еще в середине века. В 1862 году по всей огромной империи было всего 3200 с небольшим верст железнодорожных путей – в разы меньше, чем в крохотной Англии. Причем новые дороги еще не дошли до богатых ресурсами восточной и южной частей страны. Поэтому появилось предложение построить дорогу от Рязани до Козлова – города на Тамбовщине. Козлов находился на торговом пути из юго-восточных степей в Москву.

Павел фон Дервиз

Инициатором Рязано-Козловской железной дороги был Павел фон Дервиз – предприниматель и председатель общества Московско-Саратовской железной дороги. Денег на полное предприятие не хватило: путь для поездов из Москвы довели только Рязани. Тогда у Дервиза созрела новая идея.

Павел фон Дервиз

Сначала Павел Григорьевич предложил взять деньги на строительство у английской компании, но правительство такого не одобрило. В итоге благодаря поддержке министра путей сообщения Константина Чевкина, Дервиз в 1865 году получил разрешение на открытие акционерного общества. Деньги собрали, железную дорогу построили рекордно быстро – уже в 1866 году ее открыли. И дорога сразу же окупилась, а Павла Дервиза прозвали русским «Монте-Кристо». Именно этот его успех привел к настоящей железнодорожной лихорадки в стране. Началось массовое строительство частных магистралей. Но эта железная дорога оставалась неизменно одной из богатейших. По ней провозился хлеб в столицы. Сразу стало понятно, что одного пути на этом направлении не хватает – в 1870 году построили вторую колею для поездов.

Рязано-Уральская железная дорога

Рязано-Уральская железная дорога

Дервиз, ее хозяин, занялся широкой благотворительностью. У Павла Григорьевича умерли два сына, поэтому он построил в Москве детскую больницу имени святого Владимира. Он же ее и содержал. После смерти его самого, Дервиза похоронили в семейном склепе под больницей. После этого стали появляться проекты расширения дороги на юго-восток. Был даже проект ветки на Индию, но ограничились Уральском, он стал крайней точкой магистрали. Город сейчас находится на территории Казахстана. Вот поэтому новое расширенное акционерное общество прозвали Рязано-Уральской железной дорогой. После введения в эксплуатацию всех веток Рязано-Уральской дороги, общая длина ее путей на этом направлении превысила 4000 верст – больше, чем все дороги России на момент создания Рязано-Козловского участка. Сеть железных дорог, принадлежащих акционерному обществу, на западе простиралась до Смоленска, на севере – до Москвы, на юге – до Астрахани, на востоке – до Уральска.

Детская больница Святого Владимира на Матросской улице

С приходом к власти большевиков Рязано-Уральскую железную дорогу национализировали. И разбили по нескольким региональным организациям – настолько она была большая. Сейчас некогда самая крупная частная железная дорога функционирует в рамках Западной, Приволжской, Московской и Юго-Восточной железных дорог. Остатки железнодорожной империи столетней давности.

11 января в истории. Рязано-Уральская железная дорога

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера