О правде человеческой и правде БожиейС Рождеством Христовым, дорогие братия и сестры!

Бывает, что человек сподобляется стать христианином в последние дни или даже минуты жизни. И Господь его принимает.
А другой всю жизнь бьется, бьется о стенку… Преподобный Лаврентий Черниговский, чью память Церковь празднует 11 января, говорил: «бьется как жаба на корч», – и ничего ему не подастся.

Что значит «как жаба на корч»?

Это значит – как жаба о стенку или о препятствие. Представьте себе жабу – маленькую, зеленую, надутую. Дуется, дуется жаба, надуется, потом прыгнет. Никакого в ней не видно смирения. Часто и мы так – тужишься, дуешься, надуваешься, вспоминая свои добродетели: «там-то я сделал хорошее дело, от такого-то дурного дела отвратился, и там вроде бы неплохо поступил». И вот ты уже раздут по-жабьи. Маленькое надутое животное, ты прыгаешь; хлоп – и ничего не вышло, отскакиваешь от стенки назад. Отрезвляешься и начинаешь задумываться, почему Господь не пускает, препятствует в дальнейшей духовной жизни.

Преподобный Лаврентий Черниговский

Господь милует по намерению

Все происходящее с нами исходит не из наших поступков, а от Бога милующего. Господь смотрит на наши устремления сердечные, на борения и видит, куда мы склоняем чашу весов сердечных – к благочестию, спасению, Царствию Небесному или в противоположную сторону. Чем полно наше сердце – райских роз или змей, скорпионов и прочих гадов. А наши дела оправдать нас, конечно же, никак не могут. Ибо у нас такое количество грехов, что никогда нам не увидеть бы Царствия Небесного. Господь, как учат святые отцы, нас милует не по делам нашим, а только по намерению нашему, по тому, что мы за свою жизнь воспитали в сердце, куда склонили душу, к Богу или в преисподнюю. За это и получаем тот или иной венец – либо венец славы, либо венец позора.

Суд Господень

Притча о блудном сыне

Справедливость Божия всегда связана с самоограничением, самоуничижением и жертвой ради ближнего, когда человек поступается либо временем, либо чем-то материальным, но непременно дорогим для него. Мы видим это в сегодняшней евангельской притче. У отца два сына. И младший требует справедливости человеческой. И получает ее. Отец делит свое имение между сыновьями пополам. Захотел, младший, ты пол-имения – пожалуйста, по справедливости человеческой забирай пол-имения.

И вот, забрав полученное по справедливости, младший сын ушел в страну далече. Он жил блудно, промотал все, что имел, и в результате его уделом стало есть со свиньями из свиного корыта. Так длилось до тех пор, пока Господь не пробудил его душу, и он с ужасом не увидел, в каком страшном жизненном и духовном состоянии оказался, поступив как многие желающие справедливости в этой жизни.

Притча о блудном сыне

В этой жизни правды нет. Правда на небе у Бога

И Бог творит Свою правду, поступая по которой, христиане могут спастись. Подмена христианской милости и любви черствой земной правдой и справедливостью – это страшное для Церкви явление, это язва, ржавчина, которая разъедает ее.

Если мы будем искать справедливости человеческой, а не правды и справедливости Божией; если не будем смиряться перед Богом и ближним; не будем поступать так, как советуют нам святые отцы – утеснять себя ради Христа, ограничивать себя ради ближнего, поступать так, как лучше ближнему, а не себе, тогда никакого христианства, никакого возрастания духовного в нас не будет. Вы и священники будут петь над вами в храмах панихиды, будут отправлять вас в Царствие Небесное, но вы уйдете в мир иной теми же ветхозаветными людьми, какими и прожили всю свою жизнь.

О правде человеческой и правде Божией

Откуда в человеке стремление к правде Божией?

На главную страницу сайта - Семья и Вера