19 января в истории. Валентин СеровВ этот день 1865 года родился знаменитый русский живописец Валентин Серов. Многие из его работ являются признанными шедеврами, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

Валентин Серов

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в превосходной степени», – такими словами описывал дарование своего ученика педагог Павел Чистяков.

Сегодня творения Серова продаются на аукционах за многие миллионы долларов, но при жизни автор живописных шедевров никогда не являлся обеспеченным человеком. После скоропостижной кончины он оставил семье около 50 рублей, которых не хватило даже на похороны. Для сравнения, «Утро стрелецкой казни» Сурикова было куплено меценатом Третьяковым за 8000 рублей, Маковский за одну из своих картин просил 20000 рублей, а продал ее американскому ювелиру за 60000 рублей. Серов же брал от 1000 до 2000 рублей гонорара, а за полотно «Девушка, освещенная солнцем» получил от Третьякова 300 рублей.

Серов. «Девушка, освещенная солнцем»

Творчество Серова

«Большая дорога лежит перед этим художником», – заявил Третьяков, которому коллеги-передвижники Мясоедов и Маковский в лицо бросали грубые и несправедливые слова: «Что за ерунду он купил для своей галереи».

Имелась в виду техника светотени, которую применил Серов к «солнечной девушке».

«Написал эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло. Тут весь выдохся», – сокрушался мастер.

За год до этого он показал миру другую героиню – «девочку с персиками», картину, ставшую визитной карточкой и открытием русского импрессионизма. Творить в мрачных тонах, как его первый учитель Репин, Серов не хотел, поставив себе цель писать «отрадное» для души человека. Приглушая яркость тонов, художник добавлял естественности и смешивал три жанра – живопись, пейзаж, интерьер.

Девочка с персиками

«Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах…»

Пейзажи и портреты известных личностей выходили из-под кисти творца один за другим. Взгляд Серова обладал способностью подмечать малейшую деталь в природе, или во внешности, характере, или лице человека. Но в салонах, несмотря на возраставшую популярность живописца, начали побаиваться его откроенных портретов. А вот портрет государя удался. Быть может, это одно из лучших изображений Николая II.

«Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…», –  утверждал живописец Коровин.

Валентин Александрович Серов

Серов умел удивлять не только своих почитателей, но и коллег. Так Репин, увидев портрет Иды Рубинштейн, не мог поверить, что это написал он. А занавес, выполненный для балета «Шахерезада», очаровал всех театральных эстетов. Ходят легенды, как живя в Париже, Серов сам расцветал, как красная роза, которую он всегда держал в руках, когда направлялся в музей Лувра. Наверное, от своих предшественников он напитывался той энергией и светом, которые отражали в своих работах неустанно, работая кистью и карандашом с девяти лет.

Впервые всю значимость потери художественный мир смог оценить на полной посмертной выставке Серова, состоявшийся в 1914 году. Одна из его дочерей сказала:
«… всех поразило невероятное количество работ… Когда, как было им столько сделано за такую его короткую жизнь (он умер сорока шести лет) и так незаметно для окружающих? Объясняется это отчасти тем, что он очень мало говорил о своих работах, очень мало о них рассказывал, – как видно, для его творчества ему не нужно было никакой словесной помощи».

Художник Валентин Серов

19 января в истории. Валентин Серов

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера