К сожалению, всегда были, есть и будут люди, у которых нет осознанной веры и которые приходят в храм точно так же, как они пришли бы к гадалкам, к знахаркам. Эти люди уверены, что если они правильно поставят свечки, правильную купят иконку, возьмут святую воду в нужный день и нужном месте, то их обязанности перед Богом будут выполнены, и все, что они хотят, о чем просят, будет ими получено.
Крещенские суеверия (не верьте ничему такому)
Воду на Крещение надо успеть набрать в числе первых, т. к. потом благодать исчезает.
В Крещенскую полночь непременно надо принять холодный душ – это крещенская вода.
В полночь 19 января вода в кране такая же крещенская, как и в храме после Великого водосвятия – можно набирать в бутылки.
На Крещение нельзя полы мыть, «чтобы воду не обидеть»: она же вся крещенская, а по полу ногами ходят.
Чтобы вода «была сильнее», надо смешать воду, освященную в разных храмах.
Если вливать крещенскую воду в обычную, вода освящается, а если «наоборот – оскверняется».
О крещенской воде
Святую воду надо брать 18 или 19 января?
Священник Александр Ильяшенко: Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду – она в любом случае крещенская.
– Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
Протоиерей Игорь Пчелинцев: Традиции купания в прорубях не имеют прямого отношения к Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем много говорится в СМИ. В день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.
– Можно ли добавлять святую воду в ванночку, когда купаешь младенца?
Священник Александр Ильяшенко: При купании младенца святую воду добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте малышу святую воду пить, а также регулярно причащайте Святых Христовых Тайн.
Об обрядоверии
Некоторые приходят в храм прямо со списком необходимых для приобретения артефактов, покупают пучок свечей и начинают обход храма: «А вот где у вас такая икона? В иконостасе, вон там? Иконостас – это же вот это?» – и начинают методично обставлять храм свечами. А потом высказывают возмущение, что нет, допустим, иконы такого-то святого, которому можно поставить свечку от боли в животе.
Василий Великий говорил, что те, кто носят на себе икону как амулет, да будут отлучены от церкви. А у нас носят целые монисто с образками. Понимаешь, что людям за всем этим до веры в живого Бога не добраться.
Меня как-то пригласила квартиру освящать одна раба Божия, которая говорила, что она снимает головной убор дома – платок, – но никогда не снимает другой платок, который у нее всегда на голове, маленький. И в нем она уже даже спит и моется. Потому что она уверена: если она снимет этот платок, она нарушит какую-то защиту, покров. И вот у нее лежали иконки в соли, в муке, и было это монисто из образков. И если на первый взгляд можно было подумать, что это человек православный, то уж на второй взгляд это выглядело как откровенное язычество.
Когда проявляются обрядоверие, магизм, суеверия, становится понятно, что человек не верит в Бога. Либо у него суетная вера суеверие, либо вера в обряд в ритуал – то есть магическая вера. Веры в Бога нет.
Священник Петр Коломейцев
Празднование Крещения Господня: традиции, воспоминания, чудеса