Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
1838 году в семье внука императора Павла I, принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезы, родилась девочка, получившая в Крещении по протестантскому обряду имя Александра Фредерика Вильгельмина. Уже сызмальства она отличалась добротой и стремлением помогать другим людям. Эти качества Александра унаследовала от отца с матерью. «Просвещенный благотворитель» – такие слова были написаны на памятнике Петру Георгиевичу. А среди многочисленных христианских дел матери – создание в Петербурге общины сестер милосердия.
Александра Фредерика Вильгельмина
Идеалы евангельского служения людям стали жизненным кредо и их святой дочери. Она получила блестящее образование, увлекалась литературой, музыкой и, по воспоминаниям ее внука, князя Романа Петровича, «чудесно рисовала; ее картины были развешаны в рамах в имении Знаменка».
Александре исполнилось восемнадцать, когда она вступила в брак с одним из сыновей Николая I – Великим князем Николаем Николаевичем Старшим и приняла вместе с титулом Великой княгини Православие с именем Александра, что не стало для нее формальностью. Уже через пару лет после своего замужества Великая княгиня основала в северной столице Покровскую общину сестер милосердия. Ее трудами и на ее средства также были созданы больница, амбулатория, отделение для девочек-сирот, фельдшерское училище. Александра открыла медицинский пункт в одной из деревень для окрестных крестьян, причем лично вела прием, совершенно бесплатно выдавала лекарства, делала перевязки, а к тем, кто из-за болезни был не в силах добраться до лечебницы, приходила сама.
Многие из ее великосветского окружения не понимали, зачем ей это. Александра и не собиралась ни перед кем оправдываться, просто она была христианской не только по названию.
Она писала: «Долг совести повелевает все отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я с детства была близка к больным, их любила. Видела пример моих незабвенных родителей…». Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Александра на собственные средства организовала санитарный отряд. Князь Дмитрий Александрович Оболенский дал ей интересную характеристику: «Эта женщина – необыкновенное явление. Она является среди двора какой-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины.
Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Всё это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное».
Хотя у четы и родилось двое детей, семейная жизнь их не заладилась. И в 1880-м году брак Николая Николаевича и Александры практически распался. Она тяжело заболела: не могла ходить. Лечение за границей было безуспешным, и княжна решила вернуться в Россию.
В 1881 году Александра на пароходе сделала остановку вблизи Афона. Разумеется, она не могла сойти на берег, поскольку женщинам запрещено ступать на Святую гору.
Но ее навещали афонские старцы, и от ее имени заложили в Ильинском скиту первый камень в основание строящегося собора во имя пророка Илии, с приделом в честь мученицы царицы Александры.
Киевский Покровский монастырь
Вернувшись из-за границы, подвижница поселилась в Киеве и стала подыскивать в окрестностях города землю для создания обители. Она остановила свой выбор на месте, где, по преданию, любил молиться блаженный Феофил Киевский (1853), Христа ради юродивый.
Он и предрек, что на месте этом «царственной женой» будет основан «княжий монастырь». Приобретая землю, Великая княгиня не знала о предсказании блаженного Феофила. В 1891-м году ее – уже бывший – супруг отошел в мир иной, и в том же году Александра приняла тайный постриг с именем Анастасия, что означает «воскресение». При обители преподобная открыла больницу, причем с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом и бесплатной аптекой. Интересно, что жизнь в Покровском монастыре строилась по весьма строгому уставу – Студийскому. И, тем не менее, желающих там подвизаться было много. Достаточно сказать, что уже в первый год существования обители поступить в нее пожелало 400 человек. Она же могла вместить только 150.
Княгиня жила в обыкновенной келье. В ней находилась Почаевская икона Божией Матери. Молясь перед ней, Великая княгиня получила исцеление: в монастырь ее привезли на тележке – отказывали ноги, а здесь она начала ходить.
Незадолго до смерти она обратилась к царю-страстотерпцу Николаю II с просьбой: «Смиренно прошу дозволить погребсти мое тело на восточной стороне храма Пресвятой Богородицы в моей обители в Киеве под открытым небом, не делая в земле никакого приспособления, в простом сосновом гробу… Прошу отпевать меня без всякой мирской славы, суетности и без всяких венков и цветов.
Над могилою прошу поставить весьма небольшой и самый дешевый каменный крест, вделав в него икону Царицы Небесной».
Отошла в мир иной подвижница 13 апреля 1900 года во вторник Светлой седмицы.
24 января 2010 г. она была прославлена в лике святых. В этот день (11 января ст. ст.) празднуется ее память.
Духовное чтение на 24 января