Княгинин монастырьМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

1838 году в семье внука императора Павла I, принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезы, родилась девочка, получившая в Крещении по протестантскому обряду имя Александра Фредерика Вильгельмина. Уже сызмальства она отличалась добротой и стремлением помогать другим людям. Эти качества Александра унаследовала от отца с матерью. «Просвещенный благотворитель» – такие слова были написаны на памятнике Петру Георгиевичу. А среди многочисленных христианских дел матери – создание в Петербурге общины сестер милосердия.

Александра Фредерика Вильгельмина

Идеалы евангельского служения людям стали жизненным кредо и их святой дочери. Она получила блестящее образование, увлекалась литературой, музыкой и, по воспоминаниям ее внука, князя Романа Петровича, «чудесно рисовала; ее картины были развешаны в рамах в имении Знаменка».

Александра Фредерика Вильгельмина

Александре исполнилось восемнадцать, когда она вступила в брак с одним из сыновей Николая I – Великим князем Николаем Николаевичем Старшим и приняла вместе с титулом Великой княгини Православие с именем Александра, что не стало для нее формальностью. Уже через пару лет после своего замужества Великая княгиня основала в северной столице Покровскую общину сестер милосердия. Ее трудами и на ее средства также были созданы больница, амбулатория, отделение для девочек-сирот, фельдшерское училище. Александра открыла медицинский пункт в одной из деревень для окрестных крестьян, причем лично вела прием, совершенно бесплатно выдавала лекарства, делала перевязки, а к тем, кто из-за болезни был не в силах добраться до лечебницы, приходила сама.

Многие из ее великосветского окружения не понимали, зачем ей это. Александра и не собиралась ни перед кем оправдываться, просто она была христианской не только по названию.

Великая княгиня Александра Петровна

Она писала: «Долг совести повелевает все отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я с детства была близка к больным, их любила. Видела пример моих незабвенных родителей…». Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Александра на собственные средства организовала санитарный отряд. Князь Дмитрий Александрович Оболенский дал ей интересную характеристику: «Эта женщина – необыкновенное явление. Она является среди двора какой-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины.

Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Всё это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное».

Хотя у четы и родилось двое детей, семейная жизнь их не заладилась. И в 1880-м году брак Николая Николаевича и Александры практически распался. Она тяжело заболела: не могла ходить. Лечение за границей было безуспешным, и княжна решила вернуться в Россию.

В 1881 году Александра на пароходе сделала остановку вблизи Афона. Разумеется, она не могла сойти на берег, поскольку женщинам запрещено ступать на Святую гору.

Царственная инокиня Анастасия Романова

Но ее навещали афонские старцы, и от ее имени заложили в Ильинском скиту первый камень в основание строящегося собора во имя пророка Илии, с приделом в честь мученицы царицы Александры.

Киевский Покровский монастырь

Вернувшись из-за границы, подвижница поселилась в Киеве и стала подыскивать в окрестностях города землю для создания обители. Она остановила свой выбор на месте, где, по преданию, любил молиться блаженный Феофил Киевский (1853), Христа ради юродивый.

Он и предрек, что на месте этом «царственной женой» будет основан «княжий монастырь». Приобретая землю, Великая княгиня не знала о предсказании блаженного Феофила. В 1891-м году ее – уже бывший – супруг отошел в мир иной, и в том же году Александра приняла тайный постриг с именем Анастасия, что означает «воскресение». При обители преподобная открыла больницу, причем с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом и бесплатной аптекой. Интересно, что жизнь в Покровском монастыре строилась по весьма строгому уставу – Студийскому. И, тем не менее, желающих там подвизаться было много. Достаточно сказать, что уже в первый год существования обители поступить в нее пожелало 400 человек. Она же могла вместить только 150.

Киевский Покровский монастырь

Княгиня жила в обыкновенной келье. В ней находилась Почаевская икона Божией Матери. Молясь перед ней, Великая княгиня получила исцеление: в монастырь ее привезли на тележке – отказывали ноги, а здесь она начала ходить.

Незадолго до смерти она обратилась к царю-страстотерпцу Николаю II с просьбой: «Смиренно прошу дозволить погребсти мое тело на восточной стороне храма Пресвятой Богородицы в моей обители в Киеве под открытым небом, не делая в земле никакого приспособления, в простом сосновом гробу… Прошу отпевать меня без всякой мирской славы, суетности и без всяких венков и цветов.

Над могилою прошу поставить весьма небольшой и самый дешевый каменный крест, вделав в него икону Царицы Небесной».

Отошла в мир иной подвижница 13 апреля 1900 года во вторник Светлой седмицы.

Рака со святыми мощами преподобной Анастасии Киевской

24 января 2010 г. она была прославлена в лике святых. В этот день (11 января ст. ст.) празднуется ее память.

Княгинин монастырь

Духовное чтение на 24 января

На главную страницу сайта - Семья и Вера