Православное понимание молитвыЗдравствуйте, дорогие братия и сестры!

Православное понимание молитвы основано на опыте молитвенников и подвижников, в основном отцов-синаитов, которые подвизались в древние времена и заповедали нам, как правильно молиться. Они обращали внимание на то, как люди иногда неправильно молятся.
В статье протоиерей Олег Стеняев рассказывает о православном понимании молитвы.

Когда молитва становится разговором с Богом

Молитва – это разговор с Богом. И молитва является разговором с Богом, если мы с молитвой соединяем чтение Священного Писания, а с чтением Священного Писания соединяем молитву. В противном случае молитва может оказаться монологом, который выше потолка не поднимается.

Обычно на Руси было принято после чтения утренних молитв читать Апостол дня и Евангелие дня. В православном календаре указываются эти маленькие отрывки из Евангелия и Апостола, которые читаются после утренней молитвы, если мы не были в храме. Сначала читается Апостол дня, а потом Евангелие дня.

Молитва

Не рекомендуется  читать молитвы по памяти. Это не одобряется, потому что злые духи могут напутать мысли и поменять местами слова. Когда человек читает по памяти, если это длинная молитва, то он старается читать быстрее, чтобы не потерять ритм, не потерять смысл той молитвы, которая им произносится.

Во время молитвы нельзя ничего представлять перед собою. Нельзя представлять ни Бога, ни Божью Матерь, ни Ангела, ни Архангела, ни святого. Нельзя представлять, потому что наше восприятие очень чувственное. И мы будем представлять что-то относительно нечистоты собственного восприятия. Поэтому и существуют иконы. Иконы дают нам бесстрастное видение духовной реальности. Икона – это видение, которое было святому. И он написал икону с этим видением, или он руководил иконописцем. А все последующие делали только копии, списки. Поэтому когда мы молимся перед иконами, то должны понимать, что икона – это окно в духовное бесстрастие.

Домашняя молитва

Когда можно начинать молитву

В начале молитвенного правило утром сказано, не начинать молитву «дондеже не успокоятся ваши чувствования». Так как чувственный аппарат человека, средоточием которого является сердце, был поврежден в грехопадении наиболее ужасным образом, то чувства на молитве проявлять нельзя. И не начинать молитву, пока не успокоятся чувствования. Христос обращает на это внимание, когда говорит, что из сердца исходит блуд, кража, всякая нечистота. Поэтому начинаем чтением молитв, когда успокаиваются чувствования. И [по возможности] читаем монотонно, так, как читают в церкви. Такое бесстрастное церковное чтение  как камертон должен настраивать нас на такую же бесстрастную молитву. А если на молитве человек проявляет чувства: слезы, сопли, глаза краснеют, лицо потеет – всё это плотские чувствования. А нам сказано иметь чувствования Христовы. Поэтому мы должны останавливать чувства. […] Поэтому нам чувствования не нужны. Если вы будете держаться за чувствования, то станете заложниками чувств: есть чувства – молитесь, нет – не молитесь. А это очень опасно. Православие – это образ жизни, а не следование за своими чувствами, настроениями и так далее.

В некоторых духовных книгах написано, что молится надо со слезами. Но надо обратить внимание, что дар  слез дается немногим людям. Женщинам очень редко, чаще мужчинам. А если у человека на молитве сразу всё потекло: и из глаз, и из носа, то это не дар слёз. Это повышенная чувствительная возбудимость. Поэтому если вы читаете молитвы, и на вас нахлынула такая возбудимость, то остановите молитву, вымойте лицо водою и встать на молитву, выровнять дыхание и начать читать спокойно.

Молитва перед иконой

Что помогает молитвенному настрою?

Если вы хотите научиться православной молитве, то читайте святителя Игнатия Брянчанинова, который очень много писал о том, что чувственность на молитвах – это очень опасно.

Очень важно, когда на молитве присутствует живой огонь: лампадка и зажжённая свеча. А лучше и то и другое. Живой, трепетный огонёк лампадки или свечи, который источает свет и тепло является призывом к молитве, которая сообщает нам благодатную теплоту и ощущение света. И действительно когда человек хорошо молится, то чувствует как бы внутреннее просветление и теплоту. Если на молитве вы ощутили холод, значит, сознание на молитве ушло в строну, и бесы этим сразу воспользовались. Поэтому читайте не спеша. Монотонно, ритмично, но не спеша. Каждое слово должно проникнуть в сердце, сознание, чтобы вы понимали смысл этих слов. Как апостол Павел говорит, что лучше в церкви сказать пять слов на понятном языке, чем тьму слов на непонятном.

Домашняя молитва

Церковно-славянский язык молитвы

Сейчас некоторые говорят о том, что якобы церковно-славянский язык мешает нам молиться, что якобы лучше молиться на русском языке. Но это не так. Бесы боятся церковно-славянского языка так же, как они боятся старо-греческого языка, старо-болгарского, старо-румынского. Это те языки, на которых люди молятся из поколения в поколение. Ангелы любят церковно-славянский язык. Это миф, что якобы для русского человека, для украинца, для белоруса, славянский язык не понятен. Вся корневая основа русского языка в славянских словах. Просто надо читать внимательно.

А у кого есть сложности с пониманием, то купите учебный молитвослов, где на одной странице молитве по-русски, на другой по-славянски. Читайте по-славянски, но если что-то не понятно, смотрите слева, как по-русски это переводится. Надо любить церковно-славянский язык, потому что без него может произойти профанация молитвы и даже богослужения.

Например, когда выходит дьякон с Евангелием и возглашает: «Вонмем, вонмем!» Мы понимаем, что вонмем – это обострим свое внимание. А если бы это перевели на русский язык, то получилась бы профанация: «Внимание, внимание!» Как будто бы не храме, а на вокзале или в аэропорту, где делается какое-то объявление. Или «паки, паки», что означает вновь и вновь. Но если перевести на русский, получится «опять и опять», как будто мы устали молиться и опять и опять то же самое. И чтобы опасаться молитвы и богослужения, любите церковно-славянский язык.

И помните, что каноническое значение в Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет только церковно-славянская Библия. Русская синодальная Библия только для благочестивого домашнего чтения, но не для молитвенного и церковного чтения.

Домашняя молитва

Некоторые христиане православного исповедания жалуются, что на богослужении не все понятно. Купите специальные книги, где есть литургическое богослужение и всенощное бдение. И когда будете следить по этой книжице, то сможете через какое-то время запомнить в какой момент богослужения, какая часть совершается.

Это важно, чтобы мы жили богослужение, домашней молитвой. Православие – это образ жизни: как ты молишься утром, вечером, в течение дня.

Крестное знамение

Иногда на молитве мы не правильно осеняем себя крестным знамением. Когда, например, крестимся и уже начинаем кланяться. Крест получается согнутым, сломанным. Креститься нужно аккуратно. Сложенные три перста надо положить на чело в знак того, что Христос – есть глава Церкви, на живот – в знак того, что Он сошел на землю нас ради и нашего ради спасения, на правое плечо – в знак того, что Он вознесся на Небо и воссел одесную Отца, на левое плечо – в знак того, что Он придет судить живых и мертвых, и не дай нам Бог в тот день оказаться слева от Него. И только когда рука пошла от левого плеча, кланяемся.  Во время крестного знамения крест не ломаем. Сначала крестимся, потом кланяемся.

Крестное знамение

Персты надо складывать аккуратно. Три соединённых кверху перста символизирует, что мы исповедуем веру в Бога Отца, в Бога Сына и Святого Духа. Два пригнутые книзу перста символизирует в православной вере, что мы исповедуем, что Сын Божий сошел на землю и был на земле как истинный Бог и истинный Человек одновременно.

Нужно иметь рассуждение о каждом символическом действии в храме.

Священник благословляет нас перстосложением, которые означают буквы – Иисус Христос – Победитель. Силой победы Христа священник благословляет людей.

Православное понимание молитвы

Молитва в храме

На главную страницу сайта - Семья и Вера