Без смирения нет спасенияМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Святая Церковь начинает подготавливать своих верных чад к подвигам приближающегося Великого поста  заранее. Подготовительные недели перед Великим постом настраивают, располагают сердце верующего человека к более искреннему покаянию.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

В дни поста в Церкви более продолжительные молитвы с поклонами, говение, верующие воздерживаются от развлечений и увеселений. Все эти внешние усилия имеют силу только тогда, когда сопровождаются сердечным покаянием, сокрушением и печалью о грехах. Сердцем поста является покаяние, сердечная «печаль о Бозе» о соделанных против Него грехах. Эта сердечная печаль должна проникать и освящать все подвиги поста: молитву, уклонение от суетных занятий и развлечений, утоление в пище.

Покаянная печаль подобно оплакиванию души любимого человека. Ведь мы должны оплакивать свою душу, умершую во грехах или близкую к смерти. Ничего не может быть для человека ближе и дороже своей собственной единородной души. Если душа человека погибнет, то её уже нельзя будет заменить другой.

Покаяние в храме

Неделя о мытаре и фарисее

И первой подготовительной неделей Великого поста является неделя о мытаре и фарисее. Напоминая нам эту притчу Господа, Святая Церковь желает пробудить в чадах своих печаль покаяния.

В притче о мытаре и фарисее говорится о смирении как двери к покаянию. Только дверь смирения открывает человеку дорогу к правильному совершению подвигов поста и молитвы, к стяжанию других добродетелей. Без смирения все наши труды становятся тщетными, не имеющими никакой цены в очах Божиих.

В притче говорится о дух молящихся в храме: мытаре и фарисее. Фарисей был добродетельным человеком: не крал, не обижал, не прелюбодействовал, постился два раза в неделю, отдавал десятину в храм и на дела благотворения. Казалось бы, что фарисей один из тех немногих добродетельных людей, которые угодны Богу. Однако все добродетели фарисея не послужили к оправданию фарисея пред Богом.

Неделя о мытаре и фарисее

Мытарь, который не сознавал за своей душой ни единой добродетели, а видел в себе лишь грехи, встал вдали. И не смея поднять свои глаза к небу лишь кротко произносил: «Боже! Милостив буди мне, грешному!».  Мытарь в очах Божиих оказался гораздо выше фарисея.

Почему же потеряли всякую цену добродетели фарисея?

Даже мимолетные помыслы гордости могут отнять у праведника все плоды его долголетних трудов. А сознание своих грехов, даже совсем против воли самого грешника, ставит человека наряду с много потрудившимися.

Господь в этой притче указывает нам великую опасность гордости. Она губит человека и все плоды трудов его. Смирение же, пусть даже самое мимолетное и непроизвольно охватившее душу, ставит человека на путь спасения.

Смирение и истинное покаяние ставит нас на рельсы спасения. Когда человек смиряется, то сознает свои недостатки и с Божьей помощью трудится над их исправлением. Так же как и врач не сможет начать лечение, если не распознает болезнь.

Мытарь и фарисей

Господь гордым противится, а смиренным дает благодать, и Господь говорит: «Всякий возносящий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Будем же бежать гордости как огня. Ведь стольких она погубила. Отверзем сердца наша к тому, чтобы смиренно мыслить о себе, в смирении совершать каждое дело.

Без смирения нет спасения

Неделя о мытаре и фарисее. Притча о смирении

Подготовительные недели перед постом

На главную страницу сайта - Семья и Вера