Во вторую неделю Великого постаС Воскресным днем, дорогие братия и сестры!

Церковь – наша заботливая мать. Своими службами она воспитывает нас, руководит и поддерживает.

Всем известно, что опытный воспитатель в поддержку воспитанника и его ревности приводит ему примеры великих людей. Так и Святая Церковь поддерживает наши духовные труды и выставляет нам величайший образ церковного светильника – архиепископа Григория Паламы, Фессалоникийского чудотворца.

«Почерпните и вы новую бодрость в одушевляющем примере великого святителя», говорит нам Церковь во вторую неделю Великого поста.

Святитель Григорий Палама. Божественный Свет

Святитель Григорий Палама свидетельствовал о Божественном свете, о том, что Бог есть Свет, а ещё, что Бог есть Любовь.

Нас больше всего в жизни радует любовь. А любовь всегда проявляется в каком-то свете. Например, взять такой человеческий аспект – влюбленную пару. Для каждого из низ объект их любви сияет каким-то особенным светом. Но и человек, у которого в сердце любовь, тоже весь сияет каким-то неизреченным светом. Потому что любовь озаряет сердце и проявляется вовне.

Наша человеческая любовь, несомненно, является образом любви Божией. А любовь Божья – это и есть неизреченный свет, которые озаряет радостью и наполняет глубины души удивительным смыслом так, что всё в жизни человека преображается.

Вся семья святителя Григория прославлена в лике святых. Прославлены его родители. Отец его Константин был царедворцем, приближенным императора. Много молился и вел строгую постническую, благочестивую жизнь. Так у него вырос замечательный сын. Прославлены в лике святых и трое братьев и трое сестер святителя Григория.

Святой Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама родился в 1296 году. Родина святителя находится в Малой Азии, которая в скором времени подверглась нападению турецких войск. Семья святителя бежала в Константинополь, где нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святителя занял почетную должность сановника. Но через некоторое время скоропостижно скончался. Воспитанием и образованием Григория занялся сам Андроник.

Григорий выделялся прекрасными способностями и большим прилежанием. Ему не составила труда блестяще освоить все предметы, составлявшие полный курс средневекового образования.

Все сулили Григорию безупречный рост по лестнице государственной службы. Для него были доступны многие возможности. Но сердце будущего святителя голодало без Бога. И в 1316 году он оставил всё, и удалился на Святую Гору Афон в поисках чего-то большего. В 1316 году поступил в Ватопедский монастырь послушником, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского принял постриг и начал путь подвижничества. Мать Григория вместе с сестрами также приняли монашеский постриг.

Через год монашеской жизни в обители, святителю Григорию было видение. К нему явился евангелист Иоанн Богослов с благословением и обещанием своего духовного покровительства.

Когда преподобный Никодим преставился ко Господу, святитель Григорий продолжил свой молитвенный подвиг  под руководством старца Никифора. В лавре преподобного Афанасия он нес послушание в трапезной, на клиросе.

Но душа стремилась к более высоким ступеням духовного совершенства. И вскоре Григорий поселился отшельником в обители Глоссии.

Умное делание

Монахи обители в Глоссии практиковали умное делание, смыслом которой была сосредоточенная духовная молитва. Эта практика разрабатывалась постепенно и усиливалась монахами. Еще в начале IV века великий пустынники Евагрий Понтийский и Макарий Египетский применяли практику сосредоточенной молитвы.

Симеон Новый Богослов в своих трудах подробно освятил внешние молитвенные приемы умного делания, которое требует уединения и безмолвия. Впоследствии эта практика получила название исихазма, а сами практикующие – исихастами.

Святитель Григорий Палама глубоко проникся духом исихазма, приняв для себя как основу жизни.

Святительские труды

Над обителью в Глоссии нависла угроза нападения турок. И в 1326 году братия монастыря была вынужден покинуть это место. Они перебрались в город Солунь. Здесь подвижник Григорий был рукоположен в сан пресвитера.

Несмотря на новые обязанности Григорий продолжал вести отшельнический образ жизни. Пять дней в неделю он проводил в безмолвии, в непрестанной молитве. И только в субботу и воскресенье служил и проповедовал.

В 1331 году святитель поселился в скиту святого Саввы на Горе Афон. Там он проводил время за богословскими трудами, которых не оставил до самой смерти.

Святитель Григорий Палама

Вселенский апологет Православия

Большой вклад в сохранение чистоты Православия и истинности её догматов внёс святитель Григорий.

Святитель не понаслышке знал и понимал смысл молитвенного подвига безмолвствующих монахов. Ведь исихазм лежал в основе и его духовной жизни. Но нашлись в обществе люди, которые объявили умное делание еретическим заблуждением. Святитель Григорий Палама вызвался отстаивать ошибочность этого суждения.

В 1330 году на кафедре университета в Константинополе воссел умелый и остроумный оратор, монах Варлаам. Его деятельность началась с публичного толкования сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие. Надо заметить, что это учение было признано и принято как Западной, так и Восточной Церквами.

Монах Варлаам посетил Афон, где познакомился с жизнью и укладом монахов-исихастов. Вскоре он объявил умное делание еретическим заблуждением. Основывался в своих выводах Варлаам на догматах о непостижимости Божьего существа. Он много путешествовал, был в Солуни и Константинополе. Везде, где было возможно, монах Варлаам вступал в споры с монахами, доказывая тварность Фаворского света. Смеялся над рассказами о духовном делании и благодатных озарениях.

Афонские монахи попросили святителя Григория обратиться к монаху Варлааму с увещаниями. Но устные обращения не принесли никаких результатов.

В 1338 году святитель Григорий письменно изложил свои богословские доводы в книге «Триады в защиту священно-безмолствующих». А через два года был создан совместный труд афонских монахов с участием Григория Паламы  – «Святогорский томос». В нем излагался общий ответ исихастов на нападки Варлаама.

Учение Варлаама было осуждено как ересь на Константинопольском соборе в 1341 году. Собор принял положение святителя Григория, что Бог недоступен в Своей сущности и являет свои энергии  миру в доступных для восприятия формах. То есть Фаворский свет является нечувственным и несотворенным, но доступным для восприятия человеком.

Споры продолжились

Сторонники доводов Варлаама – варлаамиты, и последователи Григория Паламы – паламиты, все же не оставили споров.  Святитель Григорий Палама был объявлен виновным в церковной смуте. Патриарх отлучил святителя от Церкви и заключил в темницу, которое продолжалось три года.

В 1347 году святитель был освобожден из тюремного заключения патриархом Исидором и возведен в сан архиепископа Солуни. Верность его православного учения была торжественно провозглашена. Однако солуняне не сразу приняли своего владыку. Святитель был вынужден жить в разных местах.

Однажды, во время своего путешествия в Константинополь, галера святителя попала в руки турок, и он попал в плен. Святителя продавали из города в город, но даже в таких трудных обстоятельствах он не оставлял христианской проповеди.

Святитель Григорий Палама вернулся в Солунь лишь за три года до своей кончины. Мирно преставился 14 ноября 1359 года.

Святость его жития прославилась нетленностью мощей, которые и ныне пребывают таковыми в соборе Солунской митрополии. Многими чудесами и избавлениями от болезней известна эта святыня.

Перед смертью святители явился Иоанн Златоуст со свловами: « В горняя! В горняя!» призывая великого угодника Божия в Царские чертоги Отца Небесного.

Благодать Божья

Именно святитель Григорий Палама смог изложить православное учение о благодати Божией, о том Божественном свете, который созерцали афонские подвижники и другие святые.

Пророк Моисей именуется Боговидцем. Он непосредственно созерцал Бога.  И в Ветхом Завете читаем, что когда Моисей спускался с горы, то от него исходил свет. Люди, находившиеся рядом не выдерживали, этот свет их ослеплял. И Моисей ьыл вынужден покрывать свою главу покрывалом. Но этот свет был не личный его свет, а это именно Божья благодать, потому что Моисей находился в общении с Господом. А благодать подается не из-за учености, а от из-за чистоты человеческого сердца. Господь везде, лишь бы сердце человека было открыто к стяжанию этой благодати.

В Новом Завете ключевым моментом явления Божественной благодати является Преображение Господне. Спаситель на горе Фавор просиял перед учениками, при этом был слышен голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение». И явилось светлое облако, которое осенило учеников Христовых: Петра, Иоанна, Иакова. Им так стало на душе хорошо, что они навсегда хотели остаться здесь, на горе Фавор с Господом.

Всегда, когда люди приобщаются Божьей благодати, им всегда хорошо, потому что Божья благодать и есть то сокровенное благо, о котором люди на земле тоскуют, но ни в чем земном обрести не могут. А обретают его только через чистое сердце, когда прикасаются с Господом.

Святитель Григорий Палама как раз утверждал, что Божественный свет – это не сотворенный свет. Это не так, что Господь временно, искусственно создал какое-то сияние. Суть в том, что Божественный свет – это само живое присутствие Господа. Господь являет Себя человеку как Неизреченный свет. Неоднократно описывается в житие преподобного Сергия Радонежского, что он созерцал этот свет. И Божья Матерь является ему в неизреченном Свете. Преподобный Серафим Саровский на глаза у господина Мотовилова просиял этим Божественным Светом. И человеку рядом становится хорошо.

Образ святого Григория Паламы

Божья благодать восполняет все человеческие нужды. И когда люди были в рая, то тоже были причастны к Божественному Свету. Собственно этот свет и был одеянием первых людей. Поэтому никакой наготы её не было. Зверообразная нагота появляется уже после грехопадения, когда люди совлеклись светоносных божественный свет, когда они утратили этот Божественный Свет. Он наполнял их души, и они чувствовали неизреченную радость, блаженство. И каждый святой, достигший этого уровня, уровня созерцания Господа, сподобляется зреть этот Божественный свет.

В  воскресенье святителя Григория Паламы как раз напоминает нам о том, что Великим постом мы должны обратить все свои силы на стяжание Божьей благодати, то есть очищать свое сердце. Это то же самое как дом, у которого окна покрыты палью, грязью и свет уже не проходит хорошо внутрь дома. А у некоторых окошки вообще затворены, а других наглухо прибиты. Понятно, что внутри такого дома сплошной мрак. И в таких сумерках ничего радостного нет.

Так бывает, что человек погружается в какую-то печаль, тоску из-за того что затворился внутри себя и не очищает свое сердце. А Великим постом как раз время нам пробудится, то есть открыть двери нашей души, очищать свое сердце. И через чистое сердце Божья благодать входила внутрь нас.

Человек – это образ Божий, значит и должен отображать что-то Божье. Человек как зеркало. Если его повернуть к солнцу, то в нем будет отображаться солнце. А если зеркало перевернем к земле, то в таком зеркале будет отображаться только грязь. Если мы в своих мыслях и чувствах запечатлеваем греховное, то ясно, что мы и сами отражаем это. Если в мыслях у нас грязь, то мы и сами есть грязь. А когда мы очищаем свое сердце, и обращаемся ко Господу, то двери нашей души открываются навстречу Неизреченному Свету.

В Церкви всё есть, чтобы мы стали обителью этого благодатного сияния: молитва, таинство исповеди, Святое Причастие.

Случай из жизни преподобного Паисия Святогорца

Однажды греческий писатель Афанасий Роковалиц сопровождал преподобного Паисия Святогорца в поездке в Грецию. Он спросил святого Паисия: «Отче, а Бог, он какой?». Старец вместо того чтобы дать какой-то ответ погрузился в молитву и молился не более минуты. Вдруг с Афанасием произошла удивительная перемена – он реально в жизни почувствовал живое Божье присуствие, созерцал Бога в каждом дереве, в воздухе, травинке. Чувствовалось, что Господь везде, и Он рядом и всё в Божьих руках. А несчастны мы, потому что сами закрыты от Бога. Погрузились в злобу, зависть, гнев, блуд, и невозможно воспринять Дух Божественной Любви.

Этот случай писатель Афанасий описывает в своих воспоминаниях о старце Паисии, как он по одной молитве старца смог почувствовать Божье присутствие, Неизреченный Божественный Свет. Это то самое счастье, к которому стремится каждый человек, но ни в чем земном не может найти.

Евангелие нам открывает способ приобретения этого счастья: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Во вторую неделю Великого поста

Неделя вторая Великого Поста. Святитель Григорий Палама

2-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера