Молитва и милостыня за усопшихМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В Великий пост Святая Церковь не оставляет молитвенного поминовения усопших.  И церковная память – это не просто память в обычном понимании. В центре этой памяти всегда молитва о почивших, обращенная к Богу, к Спасителю нашему Иисусу Христу, к Матери Божией, к святым угодникам Божиим. Молитва и милостыня за усопших очень важны.

Усопшие не имеют возможности молиться за себя. Поэтому особенно нуждаются в молитве за них от нас, живых, чтобы Господь простил им их согрешения, упокоил их души в обителях Небесных  и память Божия о них была вечной.

Помянники

Православный христианин ежедневно молится утренними и вечерними молитвами. Поминовение усопших также должно совершаться ежедневно. Усопшие поминаются за богослужением в храме, а также келейно в домашней молитве.

С первых веков существования Святой Церкви есть обычай записывать имена усопших в специальные книги. У древних христиан эти книги назывались диптихами, что в переводе с греческого означает «двойные» – в них записывались имена и живых и усопших.

Любовь – вечна. Даже когда человек умирает, мы не перерастаем его любить и беспокоимся о его посмертной участи. Наша любовь выражается в  молитве, соединённой с милостыней. Любовь о наших живых и почивших близких побуждает нас просить Церковь – священнослужителей и собратьев – о молитве за них. Когда мы подаем поминания в церкви, то приносим в пользу Церкви и бедных людей милостыню. Церковные свечи – это тоже жертва храму.

Подать поминовение в храм, конечно же, очень хорошо, и принесет пользу для человека, за которого молиться Святая Церковь. Но истинная любовь не ограничивается только тем, чтобы подать имена наших близких на молебен или панихиду. Важно и нам самим усердно молиться как за наших живых, так и за усопших, принимая непосредственное участие в общецерковной молитве. Нужно стараться поминать своих близких одновременно со священнослужителем во всех случаях гласного и тайного поминовения живых и умерших.

Богомольцы должны принять участие в труде священнослужителей многократным поминанием своих близких, перечитыванием имен из помянника. Ведь каждое запечатленное там имя связано с добрыми воспоминаниями, и не будет утомительным в силу полноты любви к нашим близким. Молитвенный труд богомольца соединяется с общими поминовениями, возглашаемыми священнослужителями, с умилительными песнопениями Церкви. Эта общая молитва действительно угодна Богу и совсем не утомляет молящихся.

В личном помяннике может быть множество имен не только родственников и близких, но и знакомых и почитаемых подвижников благочестия. От этого количество имен может быть довольно большим. И когда в храме подается много помянников, то прочтение имен по ним может занять слишком много времени, затеняя основное богослужение и слишком утомить читающих. Поэтому хорошо, когда для гласного поминовения священником подается краткий помянник самых близких усопших, а другой, более полный прочитывается самим богомольцем, возможно не единожды за всю службу.

Молитва за усопших

А имена подвижников благочестия и старцев, обычно и так прочитываются священнослужителями по церковному синодику гласно.

Поминовение на Литургии

Никакие другие поминовения: молебны, панихиды, другие благочестивые труды в память наших близких, не могут сравниться с гласным поминовением на Литургии. Литургия – это венец богослужебного суточного круга, на ней совершается величайшее Таинство.

Поэтому так важно стараться подавать за наших близких записки на проскомидию, совершаемую на Литургии.

Как написать записку о упокоении?

Подать поминание на Литургию, панихиду или литию о упокоении довольно просто. В храме для этого всегда есть на специальном столике листочки и ручки. Существуют некоторые правила, которым следует придерживаться при составлении записок.

Во-первых, записываются только крещеные в Православной Церкви. Во-вторых, только лишь имена людей, без отчества и фамилии. Имя указывается в полной церковной форме. Например, Николай, Мария, Фотиния (Светлана) и так далее. Полное гражданское имя может отличаться от церковного. Например, Алексий – а не Алексей, Георгий – а не Егор или Юрий, Фотиния – а не Светлана, Илия – а не Илья, Иоанн – а не Иван и так далее. В-третьих, имена указываются в родительном падеже: Алексия, Георгия, Марии, Николая. В-четвертых, нельзя писать имена в уменьшительной форме, прозвища, или в иной измененной форме. Это касается и имен младенцев и отроков. В-пятых, если на поминовение подаются имен лиц, имеющих духовное звание, сан или монашеский чин, то это следует указать. Например, митр. Иоанн, еп. Феофана, архим. Иоанна, игум. Сергии, иер. Никиты. Воины указываются без упоминания воинского звания, просто «воина». Например, воина Симеона. Усопшие в продолжении 40 дней после кончины поминаются как новопреставленные. В записки так и указывается, например, новопр. Александра. Родственные связи, должности, профессии в записках никогда не указываются.

Записки о упокоении

По традиции первыми в записку вписывают имена лиц духовного звания, монахов, в потом – мирян.

О милостыне за усопших

Все мы грешим в течение жизни. Трудно изгладить человеку самому всю свою вину перед Богом. Чтобы помочь нашим дорогим усопшим близким восполнить недостающие добродетели и изгладить грехи, мы можем подавать милостыню за них.

Святая Церковь напоминает, что даже малая милостыня, сделанная от всего сердца во имя Христа ради наших усопших близких, может вечное благо для человека, когда злое мерило его дел будет перевешивать.

Святитель Иоанн Златоуст также пишет, что милостыня и благотворения  служат к избавлению от вечных мук, и есть достойное почтение умершего. Вместо рыданий, слёз, устраивания пышных поминок, гробниц лучше постараться на поприще добрых дел милосердия. Это будет полезно не только для усопшего, но и тому, кто милостыню подает.

Молитва и милостыня за усопших

Молитвы в Субботу 4-й седмицы Великого поста

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера