В этот день 1992 года был сертифицирован пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-96 для авиалиний средней и большой протяжённости.
Самолет Ил-96
Самолет Ил-96 стал вершиной отечественного самолетостроения. Большой, мощный, широкофюзеляжный самолет, который мог стать достойным конкурентом Боингу 777. Герой России, летчик испытатель Анатолий Кнышов вспоминал о впечатлении, которое произвел на американцев 20 лет тому назад Ил-96-300, прибывший в США:
«Когда в 90-х я прилетел на Ил-96 в Штаты, и у меня в баках осталось топлива еще на 3 часа полета, американцы страшно удивились. Один из представителей их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым…»
Иными словами, недостижимый Ил-96-300 тогда был лучшим в мире.
Самолет Ил-96 когда-то считался самой перспективной отечественной разработкой, но сегодня в России на нем летают только власти страны, прежде всего это президентский борт. Простым пассажирам России этот самолет, к сожалению, недоступен. Хотя есть некоторые мировые маршруты, где Ил-96 еще встречается, например, рейс Гавана-Мадрид.
Разработка и испытание самолета Ил-96
Разработка этой модели началась в Советском Союзе. Годы испытаний выпали на 1980-е. В ходе их самолет выполнил беспосадочный перелет Москва-Петропавловск-Камчатский -Москва, пролетев почти 15000 километров за 18 часов. А также впечатляющий перелет Москва-Портленд через Северный полюс за 15 часов. Самолет испытывали при 50 градусах мороза в Якутске, и 40 градусах жары в Ташкенте. Он отлично показал себя, и 3 апреля 1992 года самолет получил сертификат летной годности.
Серийное производство и эксплуатация Ил-96
Всего выпущено 30 самолетов Ил-96. Производство их стоило очень дорого. И, несмотря на то, что самолет показал себя, как надежный и безопасный борт, в начале 2000-х на рынке появились более экономичные борта, производство которых обходилось дешевле. Как итог, производство этих гигантских Ил для нужд гражданской авиации остановилось, а потом и регулярные полеты. Авиаконструктор Сергей Анучин с горечью вспоминал этот момент:
«30 марта 2014 года – 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина. Именно в этот день авиалайнер Ил-96-300 крупнейшей в России авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» с бортовым номером RA-96008, выполнявший рейс из Ташкента, в 8.08 мягко коснулся колесами ВПП 25П столичного аэропорта «Шереметьево». В российском небе не осталось уникальных пассажирских самолетов Ил-96…»
Но производство Ил-96 продолжается и сегодня. Однако заказов от российских авиакомпаний у Воронежского акционерного самолетостроительного общества – нет. Сегодня в мире только одна авиакомпания продолжает эксплуатацию Ил-96. Это кубинская «Кубана», она выкупила несколько бортов и летает на них, в том числе, на межконтинентальных маршрутах.
Самоелт Ил-96-400М
В Воронеже надеются предложить рынку принципиально новый современный борт на базе Ил-96. Это будет Ил-96-400М.
Уже завершился один из этапов сборки первого опытного образца. Сроки презентации нового Ил-96 несколько раз сдвигали, но в Воронеже все еще надеются, что в воздух поднимется новая модель, наследник позднесоветского гиганта. Если все пойдет как надо, то самолет состоится, и слово будет за авиакомпаниями. Ил-96 – по-настоящему надежный самолет, легенда. За все годы эксплуатации ни один из бортов не был потерян в результате авиакатастроф. И ни один человек не погиб. Какой еще самолет в истории мог таким похвастать?